Исламские мистики

Автор: Maks Ноя 9, 2018

История суфизма насчитывает столько же лет, что и история самого ислама. Достоверно не известно, откуда пошло само слово «суфизм». По одной версии, от арабского слова «суф», то есть «шерсть». Дело в том, что первые суфии жили в пустыне и носили одежду из грубой шерсти — по ночам там страшно холодно. Подругой версии, название пошло от другого арабского слова — «ас-сафа», которое переводится как «чистота».

Однажды юноша-мусульманин пришёл к старому суфию и спросил: «Ата, как достичь мудрости?». Учитель прошёл мимо, ничего не сказав. Но юноша был упорным. Он приходил за ответом каждый день. Наконец старик не выдержал, схватил парня, поволок к реке и стал топить, приговаривая: «Как же, невежа, ты мне надоел».

Юноша уж с жизнью простился. А мудрец выволок его из воды и спросил: «О чём ты думал, когда тонул?» — «О глотке воздуха», — признался тот. «А о том, чтобы стать мудрым, думал?» — не отставал старик. «Нет, только о глотке воздуха», — ответил юноша. «Вот, — напутствовал его учитель, — когда ты будешь жаждать мудрости с той же силой, как жаждал сейчас глотка воздуха, тогда ты и сможешь её обрести». После этого урока он взял юношу в ученики, и тот спустя много лет стал настоящим суфием.

Люди истинной веры

Вероятнее всего, своё название суфизм получил от термина «ахль ас-суффа», то есть «люди скамьи» — так ещё при жизни пророка Мухаммеда называли его верных последователей, обосновавшихся при мечети в Медине. Все это были люди неимущие, привыкшие довольствоваться самым малым, и их совершенно не интересовали земные богатства, зато они внимали словам своего пророка и несли свет его веры. Они блюли чистоту помыслов, совершали только благие дела и — о да! — носили те самые шерстяные плащи, которые ночью служили им одеялами, а в жаркие дни — молитвенными ковриками.

За века существования суфизм прошёл несколько этапов. Сначала это был преимущественно исламский аскетизм, с полным отказом от благ тогдашней цивилизации. Благо суфийским аскетам было у кого учиться. На той же территории жили христианские монахи-пещерники, которые старательно умерщвляли собственную плоть и занимались только одним — молитвами. Исламские аскеты мало чем от них отличались — такие же худые, грязные и с фанатично горящими глазами. Дни напролёт они твердили молитвы Аллаху, стремясь постичь пророка Мухаммеда и через него слиться с Богом воедино.

Потом, когда суфизм стал не только достоянием аскетов, но и проник в массу рядовых мусульман, началась пора «тасаввуфа», то есть обучения мудрости истинной веры. Именно тогда были заложены основы суфийской науки и мистики, созданы основные доктрины, термины и традиции. В это время (IX-XI века) на всей подвластной мусульманам территории появилось множество суфийских школ. Суфиями были даже некоторые шейхи! И суфизм нашёл опорные точки не только в родной среде суннитов, но и среди последователей шиитов и исмаилитов.

Сунниты, шииты, исмаилиты могли ненавидеть друг друга, но образованные слои верующих любого толка склонялись к суфизму и всегда находили общий язык. Может быть, благодаря суфиям раннеисламские сообщества и не перерезали друг друга в кровавых войнах за истинную веру. Напротив, каждое из исламских течений внесло свою лепту в суфийскую философию, которая сформировалась в период тарикатов, то есть религиозных сообществ суфиев — двумя-тремя веками позже. Тарикаты интересны тем, что складывались вокруг суфийских «монастырей» — ханак, рибатов, завий — не только из их насельников, но и из всех, кто желал к отшельникам присоединиться.

В ореоле святости

Исламские суфииМногие суфии за свою борьбу с неправедностью серьёзно пострадали. Их сажали в тюрьмы — они там писали теологические сочинения. Их подвергали телесным наказаниям — они получали дополнительный духовный опыт и доказательство, что страдание очищает душу. Всякое зло, которое им причиняло общество, делало их ближе к Аллаху. Один из них, Мансур аль-Халладж, суфий IX века, был обвинён в ереси и казнён — по легенде, его распяли, как Христа, а потом четвертовали. За что? Да за то, что он посмел сравнивать себя с Аллахом! То есть говорил открыто, что он и есть Аллах. Судьи, обвинявшие его, поняли его высказывание буквально. На самом же деле суфий утверждал, что Бог на самом деле есть во всём, и в нём, Мансуре, чесальщике хлопка, тоже.

Многое, о чём размышляли суфии, казалось благонамеренным мусульманам опасным или еретическим. Например, их доктрина «совершенного человека», который должен пройти путь от неверия (куфра) до полной духовной чистоты, и иногда не только путём умозрения, но и через не самые добродетельные поступки. Недаром некоторые суфийские святые, так же, как их христианские собратья, были до обращения разбойниками или ворами. Важно не то, кем ты был, а то, кем ты стал.

Одно время среди суфиев появилось столько святых, что толпы мусульман ходили за ними следом и требовали чудес! Главным чудом считалось явление самого Аллаха. И суфиям пришлось в конце концов давать разъяснения, что не всякий может увидеть Аллаха, а только избранные. Они изобрели учение об эманации Бога, его самопроявлении и единстве бытия, то есть о том, что Бог всегда пребывает рядом с нами и может воплотиться во все что угодно. Кстати, это та самая доктрина, за которую поплатился Мансур аль-Халладж.

Ввели суфии и несколько особых способов общения с Аллахом. Постоянное повторение короткой молитвы вызывало аналог буддистского транса. Тот же эффект давала ритмичная игра на некоторых музыкальных инструментах или же пост, который охотно держали суфии, а также особые танцы с убыстряющимися движениями, которые практиковали суфийские дервиши. Результатом многократного произнесения молитвы, голодовок, верчения волчком под ритмичные удары гонга были необычные видения и слуховые галлюцинации.

Тайный лидер

Иногда суфизм моментально захватывал целые регионы, где жили мусульмане. И под его знамя вставали люди, прежде не интересовавшиеся суфийской философией. Это было связано прежде всего с повстанческими движениями и национально-освободительными войнами. Например, мгновенное увлечение суфизмом вдруг захватило всю Анатолию, когда народ там сплотился вокруг шейха Бадруддина, или же суфизм вдруг укоренился на Северном Кавказе во времена Шамиля.

Всё дело в исмаилитском наследии суфизма: суфии переняли у исмаилитов учение о скрытом имаме, который придёт в надлежащий момент и поведёт правоверных на борьбу с угнетателями. Поскольку имя того, в ком проявится Махди, неизвестно, то им может оказаться любой амбициозный религиозный лидер.

Суфийские братства существуют и в наши дни. Как и века тому назад, они основаны на полном подчинении мюридов (учеников) своим наставникам. Все они должны соблюдать устав, исполнять любые приказы вышестоящих братьев, принимать участие в коллективной молитве и совершать паломничества к могилам святых суфиев (в каждом тарикате свои святые). Вступающий в братство даёт клятву верности, а сам обряд проходит в глубокой тайне.

Сегодня суфийские братства существуют практически во всех мусульманских странах — на Ближнем Востоке и на Балканах, в Северной Африке, Индонезии, Индии, Китае, Греции, Болгарии, на Кипре и на Кавказе и даже в США.

Елена ФИЛИМОНОВА

, , , , , ,   Рубрика: Религии мира



Ещё интересные материалы с сайта "Загадки истории"




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:63. Время генерации:0,582 сек. Потребление памяти:34.27 mb