Испытание огнём

Автор: Maks Фев 4, 2018

Всякий христианин верит в Божьего Сына, принявшего за грехи людей мучительную смерть на Земле и воскресшего из мертвых на третий день. Этим искуплением Иисус Христос избавил их от первородного греха. Но не от грехов, которые они совершают самостоятельно. По совокупности прегрешений после смерти душа человека попадает либо в рай, либо в ад. Однако в католицизме кроме ада и рая существует еще особое место, где души очищаются огнем.

Всякий католик твердо знает: после смерти его душа попадет либо в рай, либо в ад. Но если грехи не смертные, а добродетели не безоговорочные, то сначала душа отправится в пургаторий, или чистилище. В этом особом месте души подвергаются очистительным процедурам с помощью огня, пока не смогут беспрепятственно войти в рай. Ибо рая удостаиваются только абсолютно безгрешные. Вот и отправлялись не совсем чистые души на дополнительную обработку, чтобы искупить совершенные ими прегрешения и получить вместе с прощением от Бога и билет на небеса.

Золото из свинца

Огонь, очищающий от скверны греха, — это еще ветхозаветный образ. Недаром в христианском аду тоже вовсю полыхают костры. Правда, там огонь пользуют для причинения наибольших мучений — кипятят в котлах воду и варят в ней грешников, раскаляют на огне железные крючья и уродуют ими тела, жарят несчастных на огромных сковородках.

В первые века христианства отцы церкви не упоминали ни о каком чистилище. Были только ад и рай. Грешники отправлялись в ад, а праведники — в рай. Для того чтобы самый отъявленный грешник оказался на небесах, было достаточно искренне раскаяться и истово верить. В условиях, когда христиан окружали язычники, этого было вполне достаточно.

Но шло время, языческий мир сжимался, сжимался и практически совсем исчез в Европе. Одной веры для получения билета в рай теперь было уже недостаточно. Слишком многих пришлось бы туда отправлять. Необходимым условием стала смерть в состоянии благодати. Но что делать с теми, кто умер, не исправив своих прегрешений, не получив прощения близких, не успев отработать наложенную на него епитимью? Так в богословских умах родилась мысль о существовании своего рода «зала ожидания», куда отправляются души перед вынесением окончательного приговора.

Впервые эту идею высказал богослов III века Ипполит Римский в сочинении о временном наказании душ за их прегрешения. Того же мнения был и раннехристианский философ Ориген, заявивший, что Господь сжигает людские грехи, как свинец, пока не превратит их в золото.

Однако, как рассуждал богослов VI века, римский папа Григорий Великий, очищающий огонь может сжигать лишь незначительные прегрешения. Массивные грехи очистить огнем не получится, как не получится сжечь в огне железо, свинец или бронзу. То есть смертные грехи искупить нельзя. Именно этот папа описывал чистилище как средство избавления душ от нездоровой привязанности к материальному миру и удовольствиям плоти. Он просил не воспринимать мучение поступивших в чистилище душ как месть Бога конкретному человеку за его грехи. Нет, говорил он, это сами грехи мстят человеку, будь он при жизни праведным — ничего бы подобного не испытал.

Индульгенции для каждого

К середине Средневековья богословы были уже единого мнения: за мелкие грешки души попадают в особое место (чистилищем его еще не называли), где душа подвергается испытаниям в течение определенного срока. Этот срок можно сократить несколькими способами: усердными молитвами тех, кто оплакивает покойного; совершением благочестивых подвигов; покупкой благодати, которую вполне достаточно накопили святые, оказавшиеся на небесах. Римская церковь разработала даже специальный ценник, сколько и что стоит. И стала продавать так называемые индульгенции — церковные документы на отпущение определенного количества грехов. Многие покупали. Те, кто не мог, знали, что после смерти их души подвергнут очищению огнем. По словам блаженного Августина, очищение этим огнем мучительнее всего, что человек испытал в земной жизни.

По поводу боли, которую вызывает этот огонь, богословы спорили. Одни думали, что это вполне реальный огонь, причиняющий физическую боль. Другие — что это огонь нравственный, и причиняет он невыносимые нравственные страдания.

Учение о чистилище было полностью оформлено только на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 году. То есть спустя 14 веков после появления апостольской церкви.

Православные мытарства

Если католичество для мелких грешников придумало чистилище, то в православии эта идея не прижилась. Восточная церковь считала, что незачем придумывать какой-то специальный отсек, где будут содержаться неправедные души, если все равно после смерти любая душа попадает на Божий суд. А перед тем как оказаться на этом суде, она проходит через посмертные мытарства. Эти мытарства в православии были детально разработаны и, по сути, мало чем отличаются от того, что испытывают души в католическом чистилище. За исключением того, что проходят через них и души праведников.

Чистилище Данте

Схему католического чистилища придумал Данте Алигьери

Если верить рассказу о посмертных мытарствах души блаженной Федоры, изложенных в «Житии преподобного Василия Нового», то их всего 20: мытарства празднословия (бессмысленная болтовня, смех, веселье), лжи (неискренность в исповедании и божба), осуждения и клеветы (поклепы на близких, издевательства, нетолерантность), чревоугодия (обжорство, любовь к пирам и гулянкам, нарушение постов), лености (нежелание трудиться, нахлебничество, нерадивость в церкви), воровства (даже в помыслах), сребролюбия и скупости (скупость, скопидомство, равнодушие к ближним), лихоимство (взяточничество, дача денег в рост), неправды (неправедность судей, неуплата работникам), зависти (ведущей к алчности и наветам), гордыни (тщеславие, эгоцентризм, самолюбование), гнева и ярости (до потери самоконтроля), злопамятности (от обид до расчетливой мстительности), убийства (даже просто нанесение травм), чародейства и призывания бесов (в том числе гадания), блуда (даже в мыслях), прелюбодеяния (неверность и разврат), содомского греха (в том числе прочих сексуальных отклонений), ересей (любое отступничество и диссидентство), немилосердия и жестокосердия (равнодушие к людям, отказ в помощи).

При прохождении каждого мытарства православная душа подвергалась мучениям, если совершала нечто подобное, когда пребывала в теле. Раскаявшиеся в грехе истязаниям не подвергались. Мытарства длились три дня, после чего душа оказывалась перед Божьим престолом, и на шесть дней ее отправляли в экскурсию по раю. На девятый день снова приводили к престолу и на 30 дней отправляли на экскурсию по аду. Только потом, когда она все видела, все ощутила, все поняла, ее впускали в чертоги рая или же оставляли в аду.

Гора из семи ярусов

В католичестве первоначально чистилище не было привязано ни к месту, ни ко времени. Абстрактная вроде бы идея дополнялась конкретными образами медленно. Основную работу по «географии» чистилища проделал не богослов, а итальянский поэт XIV века Данте Алигьери. Именно его описание в «Божественной комедии» помогло церковникам нарисовать понятную для паствы картину.

Чистилище Данте представляло собой неприступную гору, перед которой находился своего рода предварительный отсек из нескольких уступов, где ожидали восхождения нерадивые души, тянувшие с покаянием. Там же толпились те, кто не успел покаяться из-за внезапной смерти, и властители, занятые политическими интригами. Сама гора состояла из семи ярусов, на каждом из которых грешники подвергались мучениям.

Те, кто попал сюда из-за греха гордыни, на первом ярусе тащили прикованный к шее камень. На втором ярусе попавшие из-за зависти сидели с зашитыми веками тесно друг к другу. На третьем попавшие из-за гнева пребывали в густом дыму. На четвертом попавшие из-за праздности не могли успокоиться и бессмысленно суетились. На пятом корыстолюбцы рыдали, упав на землю. На шестом находились чревоугодники, исхудавшие, как скелеты. Ну а на седьмом попавшие в чистилище из-за сладострастия горели в огне.

Картину Дантова чистилища церковь тут же взяла на вооружение. Описание этого места даже использовалось на дискуссии, разгоревшейся на Ферраро-Флорентийском соборе. Именно тогда католическое чистилище получило свое название, описание и обоснование.

Михаил РОМАШКО

, , ,   Рубрика: Религии мира




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:74. Время генерации:0,974 сек. Потребление памяти:31.84 mb