Изгиб коварный ятагана

Автор: Maks Окт 15, 2018

Внешне ятаган сильно отличается от европейских мечей и сабель. Двойной изгиб его острейшего клинка, наносящего глубокие порезы, является воплощением восточного коварства, представляя собой, пожалуй, самое неблагородное оружие на поле боя. Этот «меч ислама» остался в истории навсегда связанным с турецкими янычарами, заслужившими своими походами в XV-XIX веках ужасную память у народов Восточной Европы.

Универсальное оружие

В XIV-XV веках в Османской империи сформировались пехотные войска для завоевания тех земель, где конница была бессильна. Укреплённые европейские крепости и города начали осаждаться пешими янычарскими полками, ставшими основной силой турецкой армии.

Появление огнестрельного оружия постепенно привело к исчезновению тяжёлых доспехов и щитов, а вооружение янычар, состоявшее уже из мушкетов и сабель, оказалось неудобным в пешем бою. Требовалось более эффективное и маневренное лёгкое оружие для защиты и нападения в ближних схватках.


Согласно одной из легенд, когда султан запретил янычарам носить в мирное время сабли, они обошли этот запрет, сделав себе боевые ножи длиной в руку. Так появился турецкий ятаган. Носили его так же, как и кинжал, засунув за пояс, а не на перевязи, как саблю.

Ятаган оказался более практичным в повседневной жизни, чем сабля или кинжал. Им можно было и скотину резать, и хворост для костра рубить. Постепенно эти ножи перешли из мирной жизни на войну, превратившись в дополнение к сабле.

В городских условиях ятаган использовался янычарами для усмирения толпы. В давке это оружие работало идеально. Применять его можно было даже при большом скоплении людей. Янычары продирались с ним через толпу, ломая кости и нанося раны тем, кто не слишком расторопно уступал им дорогу.

Ятаган выглядит как двояковогнутый клинок с заточенным с обеих сторон остриём, позволяющим колоть и рубить противника. Его центр тяжести расположен ближе к рукояти, а вогнутая сторона остро заточена. Им можно было хорошо рубить верхней частью, близкой к острию, а нижней, расположенной ближе к рукояти, прекрасно резать и колоть.

Гарда (часть эфеса для защиты руки) у клинка отсутствовала, а рукоять охватывала нижнюю часть ладони и оканчивалась расширением, называемым «ушами», характерным признаком ятагана. Благодаря этому оружие не выскальзывало из руки во время уколов, и его проще было доставать из ножен и из тела врага.

Хищная сталь

Ятаган инкрустированый золотомЯтаган — оружие, которое применялось янычарами в ближнем бою, при этом хват чередовался с прямого на обратный. Удары наносились в основном с протягиванием на себя, что усиливало нанесённые повреждения. Если в поединке эффективнее было оружие колющее, то в свалке пешего рукопашного боя, когда удары сыпались со всех сторон и нужно было отмахиваться от нескольких противников сразу, использовалось рубящее. Иногда ятаган применялся не один, а в паре — янычары владели им обеими руками.

Даже слабый рубящий удар в шею с оттягиванием на себя перерезал противнику артерии, моментально выводя его из строя. Очевидно, по этой причине оружие и получило своё название (yatagan в переводе с турецкого — «укладывать», «ложе»).

Небольшой вес ятагана (около 800 г) и достаточно длинный клинок (около 65 см) позволяли наносить рубяще-режущие и колющие удары быстрыми сериями. Форма рукояти не давала оружию вырваться из руки, однако металлический доспех пробить им было невозможно. Защитные отбивы осуществлялись как лезвием, так и незаостренной выпуклой стороной.

Клинок и рукоять обычно украшали — резьбой, насечками и гравировкой. Клинки инкрустировались серебряной проволокой. Оклады рукоятей выполнялись большей частью из меди или олова, покрытого серебряной фольгой, и были богато декорированы. Сами же рукояти изготавливались из кости или рога. Большинство ятаганов, кроме имени мастера, были помечены именем владельца. Высокое качество изготовления и занятный декор делали это оружие весьма представительным и популярным.

Ятаганы получили широкое распространение не только у союзников Османской империи, но и у противников. Они прочно вошли в арсенал балканских народов, боровшихся против турецкого владычества, — албанцев, боснийцев, черногорцев.

Наследие янычар

Основными видами холодного оружия янычарской пехоты, помимо ятагана, были сабля-кылыч (Kilic по-турецки) и боевой топор с двумя полукруглыми большими лезвиями.

У кылыча изгиб клинка начинался со второй трети, а верхняя треть была прямая. Масса сабли колебалась от одного до полутора килограммов. Это было оружие, которое использовалось как пешими воинами, так и всадниками. Массивная верхняя треть кылыча позволяла пробивать им даже высококачественные доспехи.

На всей территории Турции неукоснительно соблюдался неписаный закон топора. Если янычар, прогуливаясь по городу, замечал строящийся дом, он мог подойти и повесить свой боевой топор на уже готовую стену. После этого он уходил, а хозяева строящегося дома не имели права продолжать работы, пока топор оставался на месте. Они собирали подарки и угощение, которые могли бы понравиться владельцу топора. Если вернувшегося янычара устраивали подарки, он снимал топор и уходил. Если же нет, топор оставался на месте до тех пор, пока хозяевам строительства не удавалось угодить янычару.

В качестве дополнительного клинкового оружия янычарами широко использовались ножи (бичак) и кинжалы (ханджар). Они так же имели слегка изогнутые клинки. Копья были оружием конницы и снабжались разнообразными наконечниками, которые фиксировались на древках длиной от полутора до четырёх метров.

Турецкие щиты были двух видов — плетёный из ивовых прутьев с металлическим умбоном в центре и цельностальной. Такие щиты традиционно называли калкан (от монгольского глагола «плести»), даже когда они были полностью стальными. С внутренней стороны к ним крепились подушка под руку и пара ремешков.

Боевые традиции

На протяжении всей истории в обучение янычар входили тренировки с оружием и состязания. Известный османский учёный, художник, историк и государственный деятель Насух-эфенди (1480-1564), получивший прозвище Матракчи, изобрёл боевую игру матрак, превратившуюся впоследствии в национальный вид спорта.

Снаряжение для этой игры состояло из защитного шлема, деревянной палки, чаще всего обёрнутой в кожу и имеющей более округлую и широкую верхнюю часть, и мягкого щита в виде квадратной подушки. Как считают специалисты, матрак стал синтезом древних восточных боевых искусств.

В основу игры были положены нравственные ценности. Она ставила своей целью подготовку смелых, добродетельных, квалифицированных и культурных воинов. Специалисты по игре матрак обучали солдат Османской империи, передавая им приёмы нападения и защиты.

На протяжении веков в матрак играли не только простые солдаты, но и сами султаны. В XIX веке, после преобразования османской армии и жестокой расправы над янычарами, игра потеряла свою популярность, а использование ятаганов и старинных методов ведения боя было запрещено.

В XXI веке игра была восстановлена и официально зарегистрирована в 2010 году как спортивное единоборство. Первый чемпионат Турции по матраку был проведён в Анкаре в декабре 2011 года. В нём приняли участие 155 спортсменов. С 2012 года министерство образования включило в программы всех учебных заведений Турции обучение этой боевой игре.

Состязания по матраку летом проводятся на площадке в виде круга диаметром семь метров, а зимой — в спортивных залах. Во время соревнований традиционно исполняются турецкие марши и гимны янычар.

Вера ЧИСТЯКОВА
Александр ПЛОШИНСКИЙ

, , , , ,   Рубрика: История оружия



Ещё интересные материалы с сайта "Загадки истории"




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:63. Время генерации:0,570 сек. Потребление памяти:34.28 mb