История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Плод разума человеческого

Уже много тысяч лет знания рода человеческого записываются на стенах, глиняных табличках, папирусе. Но самой нужной была и остаётся её величество книга…

Одним из первых прообразов книги учёные считают глиняные таблички, использовавшиеся народами, населявшими долину между Тигром и Евфратом. Пока глина была мягкой, писец деревянной палочкой под названием «стило» выдавливал на ней знаки в виде клинообразных штрихов. Для придания ей твёрдости табличка обжигалась в печи.

Таблички, кодекс и библион

Шумерские глиняные таблички

Самым ранним из дошедших до нас памятников шумерского письма является табличка из Киша, датируемая примерно 3500 годом до нашей эры. Конечно, назвать эту реликвию книгой было бы не совсем верно, но по своему назначению табличка почти совпадала с ней. Кроме того, на подобных табличках шумеры оставили в дар потомкам литературный шедевр — «Эпос о Гильгамеше», одно из старейших литературных произведений, датируемое 18-17 веками до нашей эры.

В Древнем Риме таблички из глины усовершенствовали. Скрепляя их друг с другом в количестве двух, трёх или более штук, римляне получали диптих, триптих и полиптих; обобщённо такие сборники назывались кодексами.

Однако у жителей Апеннин имелись кодексы и из более благородного материала. В середине 20-го века в захоронении на берегу реки Струма (юго-запад Болгарии) были найдены шесть тонких золотых пластин с надписями на этрусском языке. Эксперты пришли к выводу, что возраст этой реликвии составляет 2,5 тысячи лет.

Древние римляне и греки для записи информации использовали и другое иноземное изобретение — египетский папирус. Созданный из стеблей одноимённого растения, для своего времени он оказался идеальным материалом. Самые древние дошедшие до нас папирусы — бухгалтерские книги царя Нефериркаре Какйя (2400 лет до нашей эры). Египтяне также придумали склеивать между собой листы папируса, которые в скрученном состоянии образовывали свиток. Обычно его наматывали на валик с ручками и при чтении держали одной рукой валик, а другой разматывали свиток. Кроме того, папирус позволял смывать с себя предыдущие записи для написания новых.

Греки, которым папирус доставляли из финикийского порта Библос, прозвали его «библион» («материал для записей»). Впоследствии этот термин стал обозначать книгу. Хотя в русском языке слово «книга» произошло, скорее всего, от китайского слова kiien — «свиток».

Китайцы придумали и свой материал для записи. Они писали на внутренней стороне бамбуковых стеблей. Философский трактат основателя даосизма Лао-цзы (6-5 века до нашей эры) «Дао дэ цзин» имеет также название «Три телеги», потому что на его запись потребовалось 3 телеги бамбуковых палочек.

Китайские ноу-хау

Стоит отметить, что для появления книги в классическом виде китайцы сделали больше других наций. Сначала китаец Цай Лунь в 105 году изобрёл бумагу из волокон шелковичного дерева. Затем его соотечественник, кузнец Би Шэн (990-1051 годы) усовершенствовал технологию печатания гравюр с помощью оттиска. Он придумал подвижные литеры из обожжённой глины, которыми можно было печатать текст. В конце 13-го века судья города Цзиндэ Ван Чжэнь первым в мире использовал уже деревянные литеры, а Хуа Суй (1439-1513 годы) изобрёл подвижные литеры из меди.

Хотя первую книгу, напечатанную типографским способом, изготовили не китайцы, и даже не европейцы, а… корейцы! Буддистский трактат монаха Пэгуна «Чикчи», или «Антология учения великих монахов об обретении духа Будды с помощью практики Сон Пэгун-хвасана», был напечатан в седьмой год правления Вана У, то есть в июле 1377 года. Текст трактата отпечатали с помощью металлических шаблонов в храме Хындокса в городе Чхонджу ученики Пэгуна — монахи Сок Чхан и Таль Джам. Таким образом, корейцы издали свою книгу на 78 лет раньше, чем европейский первопечатник Иоганн Гутенберг.

Но азиатские новшества, за исключением бумаги, в деле книгопечатания не нашли широкого применения. Причина в том, что в китайской и корейской письменности использовались несколько тысяч символов, что затрудняло изготовление нужных литер. Гораздо проще и быстрее было написать или переписать книгу от руки.

Впрочем, тем же самым занимались и в Европе. В средневековых обителях знаний — монастырях — монахи вручную переписывали богословские трактаты — манускрипты. Но это было лишь частью технологии изготовления средневековой книги.

Ещё до начала нашей эры в греческом городе Пергаме придумали альтернативу папирусу — пергамент. Получали его из шкуры телёнка или барашка, причём животное не должно было быть старше 6 недель. Снятую с тушки шкуру сначала нужно было неделю выдержать в специальном растворе, а после, содрав мездру, разрыхлить и ободрать шерсть. Затем проквасить голую кожу в отрубях, продубить и, наконец, выровнять неровности, втирая в пергамент яичный белок. Весь процесс получения пергамента занимал до полугода.

Но без текста и изображений эта была лишь хорошо выделанная шкура, и не более. Для нанесения текста пергамент сначала разлиновывали пластинкой из мягкого свинца или грифеля. После чего каллиграф с помощью тростникового пера (калама) или птичьего пера записывал текст. Со временем выработались традиции в оформлении манускриптов. Так, разные листы рукописи могли иметь разный цвет, да и цвет текста на них тоже был различен. Новый абзац начинали писать всегда красными чернилами из киновари или сурика.

Отцы-создатели: Гутенберг и Фёдоров

Искусных писцов, писавших исключительно начала абзацев, в монастырях прозвали рубрикаторами (от латинского ruber — «красный»). Но даже они могли переписывать одну книгу несколько лет! Интересно, что высокая цена пергамента привела к тому, что монахи часто стирали не нравившийся им текст (как правило — античный) и писали свой.

Такие книги с обтянутым кожей и украшенным драгоценными камнями деревянным переплётом стоили целое состояние. Потому даже за не самую дорогую книгу монастырь мог получить стадо в 200 овец.

В 12-м веке в Европу стали массово привозить бумагу, а в 14-м веке европейцы узнали о ксилографии — используемой в Азии технологии получения прямого оттиска рельефного изображения. Сначала матрицу с изображением текста или рисунка вырезали из дерева, после чего клали на бумагу и прессовали. Но печатать книги таким способом было ещё сложнее, чем писать, — каждую страницу приходилось вырезать в дереве. Причём матрицы быстро портились. Тем не менее ксилография нашла своё применение, а книги, изданные таким способом, именовались инкунабулами.

Прорывом в книжном производстве стало изобретение в 1440 году немецким ювелиром Иоганном Гутенбергом «подвижных» выпуклых букв из свинца. Набирая из них строки, Гутенберг специальным прессом оттискивал их на бумаге. В 1455 году он издал типографским способом первую в Европе печатную книгу — Библию Гутенберга.

Только через век, 19 апреля 1563 года в Москве с разрешения и на средства Ивана Грозного был открыт Печатный двор под руководством Ивана Фёдорова. Первой русской печатной книгой стал «Апостол», отпечатанный в марте 1564 года. Ещё через полтора года Фёдоров напечатал сборник молитв «Часовник», по которой впоследствии учили детей.

Но в 1566 году типографию Фёдорова сожгли злоумышленники, ибо его метод грозил разрушить монополию монастырей на книги. Они же нашептали царю о несуществующих прегрешениях мастера. В итоге первопечатник и его помощники бежали в Литву, а после во Львов, где издали «Псалтырь» и «Азбуку».

Но прогресс был неумолим. Книгопечатание не сразу, но превратило книгу из предмета роскоши в доступный носитель знаний. В настоящее время книги печатают с помощью технологии офсетной печати, при которой краска с печатающей формы наносится на бумагу через промежуточный цилиндр.

Алексей МАРТОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Гениальные изобретения     Следущая










Сообщество в G+