История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Велосипед - подарок миру

Когда человек тратит много времени на поиски решения задачи, которое уже существует, ему говорят: «Все просто. Зачем изобретать велосипед?» А так ли просто на самом деле был изобретен велосипед? И сколько времени было потрачено на то, чтобы он стал удобным, легким, надежным и мог развивать большую скорость?

«Признать сумасшедшим!»

Изобретение Дреза - прототип велосипеда

Происходящий из бедного, но знатного рода барон Карл фон Дрез с 1810 года служил лесничим недалеко от германского города Карлсруэ. Каждый день ему приходилось верхом на лошади объезжать огромные территории. Поскольку лесничий неплохо разбирался в механике и математике, он решил создать машину, которая помогла бы ему передвигаться на большие расстояния, но при этом не требовала особого ухода.

Изготовив по своим чертежам новое изобретение, весной 1817 года барон лихо промчался на нем 10 миль за один час. Эту деревянную машину весом 22 килограмма, представляющую собой два колеса, соединенные рамой с седлом и подвижным рулем, он назвал Laufmaschine (в переводе с немецкого «машина для бега»), так как она приводилась в движение за счет отталкивания ногами от земли.

После публичной демонстрации «самоката» начальство вызвало лесничего к себе и пригрозило ему увольнением и даже усиленным медицинским надзором, если он будет такими нелепыми штуковинами позорить местное бюргерство перед всей Германией. Барону пришлось согласиться на все требования, так как потеря службы для него была равносильна голодной смерти.

Но изобретению барона помогли небеса. Летом внезапно выпал снег, год оказался неурожайным, и местным крестьянам пришлось резать скот, а затем и лошадей. А когда им стало не на чем ездить, то они сразу вспомнили о фон Дрезе. Слухи о чудесной машине дошли до баварского короля, который по достоинству оценил «самокат» и наградил его создателя. Это позволило барону в 1818 году запатентовать свое изобретение.

Поддержка короля помогла фон Дрезу создать и запатентовать еще несколько знаменитых изобретений - шнековую мясорубку, печатную машинку и самоходную тележку, которая ездила по рельсам и приводилась в движение мускульной силой. По имени изобретателя она была названа «дрезиной».

Рассчитаться с изобретателем местным чиновникам удалось после подавления революции 1849 года, которой барон сочувствовал. На заседании городского совета было объявлено, что «поскольку нормальные люди не изобретают непонятных механизмов, то фон Дрез является сумасшедшим, подлежит домашнему аресту и полной конфискации имущества». Барон не вынес такого тяжелого удара и вскоре умер.

Имя человека, подарившего миру велосипед, было надолго вычеркнуто из истории. В последующие годы цивилизованный мир предпочитал приписывать авторство этого изобретения знаменитому Леонардо да Винчи, французскому графу де Сивраку, русскому самоучке Артамонову или часовому мастеру Стефану Фарфлеру, заслонив выдуманными легендами истинного изобретателя, признанного немецкими невеждами сумасшедшим.

Педали и седло

В 1840 году шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан усовершенствовал изобретение Дреза, называемое на Британских островах «дэнди-хорз», добавив педали и создав конструкцию, похожую на современный велосипед. Педали нужно было толкать ногами, приводя во вращение заднее колесо с помощью шатунно-кривошипного механизма. Велосипедист располагался между передним и задним колесами. Это изобретение намного опередило свое время, но, к сожалению, осталось малоизвестным.

В 1862 году Пьер Лалман, 19-летний мастер по изготовлению детских колясок из Нанси (Франция), придумал оснастить велосипед педалями на переднем колесе и подпружиненным седлом. Педали нужно было уже крутить, а не толкать. В следующем году он изготовил первую такую действующую модель. Это изобретение заинтересовало лионских промышленников братьев Оливье, которые в 1864 году совместно с Лалманом и каретным инженером Пьером Мишо начали массовый выпуск двухколесных изделий, заменив деревянную раму металлической. В 1866-м Пьер Лалман получил патент на свое изобретение, а Мишо придумал ему название «велосипед» (от французского velox - «быстрый» и pes - «нога»), заменившее народное прозвище «костотряс».

Спицы, цепь и шины

В 1867 году изобретатель Каупер разработал новую конструкцию колеса с натянутыми металлическими спицами. До этого спицы на колесах были деревянными, а следовательно, недолговечными. Тут же кому-то пришло в голову для повышения скорости увеличить переднее колесо почти до 160 сантиметров в диаметре и разместить седло прямо над ним, сделав конструкцию очень неустойчивой. Такой велосипед стали называть «пенни-фартинг», по аналогии с двумя британскими монетами, размеры которых значительно отличались. Но в народе больше прижилось прозвище «паук». Первые велогонки на «пауках» состоялись в 1869 году во Франции. Участники проехали 120 километров между Руаном и Парижем.

В 1878 году англичанин Лоусон снабдил велосипед цепной передачей, и в этом же году появилась первая складная конструкция. Но самый большой рывок в этой области произвел через несколько лет шотландский ветеринар Джон Бойд Данлоп. Поливая в огороде цветы из садового шланга, он наблюдал за сыном, который ездил по булыжной мостовой на своем «костотрясе». Данлоп решил, что сыну будет значительно комфортнее, если колеса обтянуть снаружи поливочным шлангом.

Видя, что особого удобства не возникает, ветеринар наполнил шланг водой. Но это значительно снизило скорость передвижения. Тогда он закачал в шланг воздух, придумав специальный клапан, чтобы шина не сдувалась под собственным давлением. Это изобретение стало именно тем новшеством, которое послужило дальнейшему широкому распространению велосипедов.

Золотой век

Начало истории современных велосипедов было положено в 1884 году Джеймсом К. Старли, который до этого года выпускал на своей фирме конструкцию типа «пенни-фартинг». Создав новую модель, похожую на используемую в наши дни, он назвал ее Rover («скиталец»). Этот велосипед был снабжен цепной передачей на заднее колесо и имел одинаковые по размеру колеса, между которыми сидел водитель. Модель стала настолько популярной, что в некоторых языках слово Rover стало использоваться для обозначения велосипеда (например, в польском).

В 1890-е годы велосипеды обрели небывалую популярность. В 1895-м был создан первый лигерад (для езды в лежачем положении). В 1898 году были изобретены педальные тормоза и механизм свободного хода, позволявший не вращать педали при езде по инерции. В это же время появились и первые алюминиевые конструкции.

Первые механизмы переключения скоростей были несовершенными. Сначала на заднем колесе устанавливались две звездочки - по одной с каждой стороны. Для переключения скорости надо было остановиться, снять заднее колесо и перевернуть его, вновь зафиксировав и натянув цепь. Планетарный механизм переключения передач появился в 1903 году. А переключатель скоростей в том виде, в каком он применяется сегодня, был изобретен в 1950 году итальянским велогонщиком и производителем велосипедов Туллио Кампаньоло.

XX столетие - это век непрерывного усовершенствования велосипедов и постоянного появления новых моделей и конструкций. Гоночные, туристические, цирковые, детские трехколесные, подростковые, мопеды, веломобили - это лишь малая часть существующего сегодня разнообразия деревянного прототипа, придуманного 200 лет назад фон Дрезом, который даже не подозревал, насколько массовым станет его изобретение.

Вера ЧИСТЯКОВА
Александр ПАОШИНСКИЙ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Гениальные изобретения     Следущая