История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










От великого до смешного...

Не единожды рождение великих творений инженерной мысли, без многих из которых сегодня мы не представляем свою жизнь, не обходилось без казусов. Примеров тому немало.

Опасности безлошадного экипажа

Motorwagen Бенца

Согласитесь, сегодня кажется, будто с незапамятных времен человек, положив в карман водительское удостоверение, отправляется в путь за рулем автомобиля. Однако всего лет 125 назад не было в природе ни автомобилей, ни удостоверений на право их вождения. Только 1 августа 1888 года в Германии было выдано первое в мире водительское удостоверение - разрешение на использование автомобиля.

Как ни странно, документ сей был безымянным, то есть на предъявителя, хотя прошение на него подал 42-летний Карл Бенц, изобретатель автомобиля. Его просьба рассматривалась властями ни много ни мало два года и явилась поводом для ожесточенных дискуссий. Чиновники посчитали, что автомобиль, или, как его поначалу назвали, «патентваген» и «моторваген», средство передвижения весьма опасное. Чиновникам был памятен результат первого пробного выезда автомобиля на улицы Манхайма - городка, раскинувшегося на берегу Рейна на юго-западе Германии.

Тогда Карл впервые покатил на своей тарахтящей самодвижущейся коляске по улицам Манхайма, чем довел до обморока одну богобоязненную даму, которая не смогла спокойно вынести вида безлошадного экипажа, движимого, безусловно (она не сомневалась), дьявольской силой. Несомненным подтверждением тому были дьявольский дым и смрад, исторгаемые адской машиной.

Но дьявольский аппарат напугал не только людей, он оказался страшен и для животных. Трескотня двигателя напугала лошадь колбасника, который развозил свой товар по лавкам. Смирная до того лошадка в страхе шарахнулась от невиданного доселе грохочущего чудища и понеслась по мостовой, рассыпая из нагруженной доверху повозки колбасы, сардельки и сосиски на радость уличным собакам. В результате инцидента изобретателю пришлось полностью оплатить стоимость всей утраченной продукции. Как же непросто было чиновникам после таких событий решать, стоит ли разрешать этому Бенцу ездить на своей зловредной коляске!

Но идеи научно-технического прогресса в конечном счете победили, и разрешение на автомобильные поездки было выдано - с настойчивой рекомендацией быть осторожным и не распугивать окружающих, для чего водителю следовало неуклонно соблюдать три правила.

Во-первых, скорость в населенных пунктах не должна была превышать скорость пешехода. Во-вторых, вне населенных пунктов не следовало гонять со скоростью выше 12 километров в час. И в-третьих, водитель нес полную материальную ответственность «за весь ущерб, который может возникнуть из-за использования "патентвагена"».

Находчивая Берта

В первую поездку с обезличенным водительским удостоверением отправился отнюдь не сам Карл, а его жена Берта, которая ни на минуту не сомневалась в гениальности своего мужа. Уже 5 августа Берта, прихватив двоих сыновей 13 и 15 лет, без страха и сомнений направилась в соседний городок Пфорцхайм, за 106 километров от Мангейма. Берта решила навестить свою маму. Они ехали целый день с утра до вечера, но все же добрались. Поскольку бензобак не был рассчитан на столь длительный пробег, то по пути Берта прикупала бензин в аптеках, где его продавали как чистящее средство. Так как тормозные колодки автомобиля были обтянуты кожей, которая быстро стерлась, Берта починила их у шорника. Когда мотор заглох, жена изобретателя быстро установила причину - засорился бензопровод - и прочистила его шпилькой от своей шляпки. Когда же он вновь заглох уже при исправном бензопроводе, Берта обнаружила, что от тряски отскочил проводок системы зажигания, - и закрепила его подвязкой от чулка. Мотор мощностью менее одной лошадиной силы был способен перемещать машину с пассажирами лишь по горизонтали. На подъемах он задыхался, и Берта с сыновьями толкали машину.

После этого пробега супруга подала своему любимому Карлу идею - сделать на автомобиле нечто, подобное тому, что теперь известно как коробка передач. И на последующих моделях Бенц это предложение реализовал. Очевидно, жена изобретателя и мать его пятерых детей была достойна своего великого мужа.

Этот первый автопробег сослужил добрую службу Карлу Бенцу. О вояже Берты писала пресса, что сделало новинке хорошую рекламу. Об автомобиле узнала вся Германия. Сразу же нашлись желающие иметь такую же чудо-коляску, началась ее успешная продажа. Бенц в своей механической мастерской едва успевал справляться с заказами. Он создал фирму, нанял рабочих и инженеров и, постоянно совершенствуя автомобиль, довел выпуск до 500 штук в год. Постепенно Карл стал богатым человеком и с улыбкой вспоминал свои давно окупившиеся затраты на съеденную собаками колбасу.

Поломка - к удаче

В тот же день, что Бенц в Германии, но 11 годами ранее, 1 августа 1877 года в США 30-летний инженер Александр Белл зарегистрировал первую в мире телефонную компанию. За год до этого он уже получил патент на «метод и аппарат для передачи речи по телеграфу с помощью электрических волн». Следует вспомнить, что термин «телеграф» в те времена был синонимом электрических проводов между двумя станциями. Патент же по сути описывал устройство телефона.

За Беллом и до этого числилось немало изобретений, причем самых разных: металлоискатель, вакуумный насос, машина для лущения зерна и даже лодка на подводных крыльях. Но все же главное его детище - телефон, с появлением которого связан некий казус.

Вплоть до 70-х годов XIX века в мире быстрых сообщений царствовал телеграф, слабым местом которого была малая пропускная способность - ведь по одной паре проводов можно было передавать одновременно лишь одну телеграмму. И вот телеграфная компания объявила конкурс с призом 100 тысяч долларов на разработку способа передачи по проводам сразу нескольких телеграмм. 100 тысяч долларов в XIX веке - огромные деньги. Одно изобретение - и ты обеспечен на всю жизнь! У Белла разгорелись глаза. Он нанял помощника и начал колдовать над телеграфными аппаратами.

В процессе экспериментов изобретатель установил передающее устройство в одном помещение а принимающее - в другом. Долгое время никаких результатов не было. Но однажды,- когда Белл находился у приемника, а помощник - у передатчика, передатчик забарахлил: кончик пластинки, которая должна была размыкать цепь в обмотке электромагнита, застрял в зазоре контакта. При этом пластинка начала действовать как мембрана, реагируя на звуки и индуцируя электромагнитные колебания в электромагните. Помощник пытался освободить пластинку, а Белл в соседнем помещении терпеливо ждал, когда тот устранит неполадку. Не в силах справиться с пластинкой и чувствуя неудобство оттого, что он испытывает терпение шефа, незадачливый помощник, как бывает в подобной ситуации с каждым мужчиной, произнес довольно крепкую тираду.

Эти слова чувствительная пластинка восприняла и передала свои колебания электромагниту. И сразу же из соседнего помещения раздался отчаянный крик Белла:

- Ничего не трогайте!

Помощник замер в удивлении, а Белл примчался в мгновение ока и начал разбираться, что же особенного было на этот раз в передатчике. Потому что неприличные слова Белл услышал из приемного аппарата! Пластинка, застряв в зазоре, превратилась в мембрану. Так родился телефон.

Первые слова

Позднее Белла не раз спрашивали, какие самые первые слова были переданы по телефону. Интеллигентный и тактичный Александр никогда так и не смог их повторить. Другое дело - его помощник. К счастью для технического прогресса, он не был терпеливым молчуном, а свою досаду выражал вслух. Нет сомнения - телефон все равно был бы изобретен, но неизвестно когда и, возможно, не Беллом. Так грубиян-помощник стал для изобретателя подарком судьбы.

Какое-то время телефон называли «говорящим телеграфом». С момента его изобретения США и Канада лишь однажды ненадолго расстались с телефонной связью. Произошло это 4 августа 1922 года, когда Америка хоронила своего великого изобретателя Александра Белла. Тогда в этих двух странах работало уже 13 миллионов телефонных аппаратов, и в знак величайшей признательности их создателю все эти аппараты замолкли на одну минуту.

Константин РИШЕС



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Гениальные изобретения     Следущая












Интересные сайты: