История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Король сварки

История электросварки берет начало с XIX века. Тогда было открыто явление вольтовой дуги, затем в технологическом процессе стали использовать угольные электроды, и наконец появилась дуговая сварка.

К сожалению, отсутствие достаточных энергетических мощностей и отвечающего соответствующим требованиям оборудования на долгое время оставило дуговую сварку на уровне теоретических изысканий.

Все начиналось с мостов

Евгений Патон

В марте 1870 года родился человек, которому было суждено совершить революцию в сварочном деле.

Евгений Оскарович Патон появился на свет в Ницце, в семье русского консула. По стопам отца мальчик не пошел - с ранних лет его привлекала не дипломатия, а точные науки. После окончания гимназии Женя поступил в Дрезденский политехнический институт и, получив диплом, решил продолжить образование на родине, в петербургском Институте инженеров путей сообщения. Но рутинная работа после завершения учебы в техническом отделе службы путей Николаевской железной дороги очень скоро перестала удовлетворять молодого инженера.

Благодаря влиянию ученых Проскурякова и Белелюбского Евгений увлекся проблемой мостостроения и очень быстро прошел путь от преподавателя Московского инженерного училища до заведующего кафедрой строительства мостов в Киевском политехническом институте, целиком посвятив себя решению вопросов гражданского строительства. Так, в частности, по его проекту был создан Мухранский мост в Тбилиси. В 1901 году ученому сообществу был представлен первый солидный труд молодого ученого «Расчет ферм с жесткими узлами», а в 1902-м - первый том курса «Железные мосты».

Начало Первой мировой войны застало Патона на французском курорте, и он, прервав лечение, тут же вернулся в Россию. В 1915 году коллектив кафедры под руководством Евгения Оскаровича разработал стальную составную переправу, предназначенную для быстрой замены разрушенных и получившую название «моста Патона». Революцию, по его признанию, мостостроитель встретил «рассеянно», но от сотрудничества с новой властью не отказался, занявшись восстановлением разрушенных Дарницкого и Подольского мостов в Киеве.

Одновременно Патон организовал мостоиспытательную станцию, где ученые под его руководством занимались вопросами сопротивления материалов, статики и динамики стационарных переправ. И вот после постройки моста имени Евгении Бош через Днепр ученый задумался. Он уже давно отдавал себе отчет в несовершенстве заклепочных соединений в стальных конструкциях. По сравнению с заклепками сварочные швы обладают рядом преимуществ: ускоряют процесс соединения конструкционных элементов, снижают расход металлов, обходятся дешевле и сокращают трудовые затраты.

Швы на поток

К тому моменту был известен только электродный способ сварки. Заключался он в том, что под воздействием теплоты электрической дуги (до 7000 градусов по Цельсию) кромки свариваемых деталей и электрода растворялись, образуя сварочную ванну, которая некоторое время находилась в расплавленном состоянии. В ванне металл электрода смешивался с расплавленным металлом изделия, а расплавленный шлак всплывал на поверхность, образуя защитную пленку.

Но промышленность требовала более совершенных методов сварки. И вот Патон, основав в 1929 году в Киеве небольшую лабораторию, через несколько лет превратил ее в первый в мире Научно-исследовательский институт электросварки Академии наук Украинской ССР.

Еще несколько лет ушло на усовершенствование аппаратов для сварки открытой дугой, которая стала применяться в производстве цистерн и вагонов, паровых котлов и речных судов. А в 1940 году появился знаменитый «метод Патона» - автоматическая сварка под слоем флюса. Метод обеспечивал лучшее качество швов и увеличивал производительность труда примерно в 6-12 раз по сравнению с ручным методом. И примерно тогда же Патон издал работу «Автоматическая сварка голым электродом под слоем флюса». Причем этот метод тут же был взят на вооружение, а труд многотысячным тиражом издан в рекордный срок - за шесть дней. И это обеспечило быстрое и качественное изготовление бронированных плит для танков в годы Великой Отечественной войны, поскольку такую сварку легко осваивали женщины и подростки, заменившие ушедших на фронт мужчин. До своей смерти, последовавшей 12 августа 1953 года, лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда академик Патон продолжал работать над совершенствованием процесса соединения металла. В 1950 году под его руководством научный коллектив разработал полуавтоматический скоростной метод сварки, сварки бездуговой и вертикальной, которая применялась при строительстве нового дорожного моста в Киеве через Днепр. Теперь не только он носит имя великого ученого, но и научно-исследовательский институт, бессменным директором которого долгие годы был Евгений Патон.

Константин НИКОЛАЕВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Гениальные изобретения     Следущая