История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Эра железобетона

Нет, пожалуй, другого материала, который в XX столетии получил бы столь разнообразное применение, как железобетон. Он совершил настоящую революцию в строительной технике.

16 июля 1867 года француз Жозеф Монье получил патент на изготовление цветочных кадок из проволочной сетки, обмазанной с двух сторон цементным раствором. Кадки получились столь крепкими, что не ломались, даже если их бросали на твердый пол. Монье был простым садовником, а не инженером. Может быть, поэтому его изобретение практически никого не заинтересовало.

От кадки до дома

Изобретатель железобетона - Жозеф Монье

В 1869 году Монье удивил инженеров-строителей новой диковиной: он построил себе мастерскую из железобетона. И в том же году получил еще один патент на изготовление перекрытий из плоских плит с заложенными внутри железными стержнями. Построенные Монье железобетонные резервуары, трубы, стены, перекрытия обладали очень большой прочностью, были красивы, не гнили и не ржавели.

В 1873 году беспокойный изобретатель изготовил модель железобетонного моста. Модель выдерживала очень большую нагрузку, но по виду не внушала доверия, так как была слишком ажурна по сравнению с существовавшими тогда массивными каменными мостами, имевшими толстые железные балки. Садовник не мог защитить инженерными расчетами свою конструкцию и с большим трудом сумел добиться постройки опытного моста в одном из парижских парков. Там же демонстрировался на озере плавающий железобетонный челн.

20 лет жизни посвятил Монье трудам по внедрению своего открытия. Не встретив понимания, он устал, отчаялся и продал свой патент немецкой строительной фирме. А сам вернулся к своим пальмам и апельсиновым деревьям, для которых когда-то и были придуманы большие цементные горшки с железной арматурой.

Монье умер в 1906 году. Незадолго до его ухода в Париже, на улице Франклина, по проекту архитектора Огюста Перре был возведен первый железобетонный дом. В 1905-м на Монмартре возведен первый железобетонный храм - церковь Сен-Жак.

Начало было положено. Железобетон широко вошел в строительную практику. Открылась эра железобетона.

На воде и в воздухе?

Больших успехов в использовании нового материала достигли в США. На Манхэттене возвели ряд небоскребов, из которых самым высоким в 1931 году стал Эмпайр-стейт-билдинг - 380 метров.

В Москве очень хотели обогнать Америку и к началу 1940-х предполагали построить гигантский Дворец Советов высотой 420 метров. Но проект не был реализован из-за финансовых трудностей. Тем не менее с конца 1920-х годов в СССР из железобетона были построены тысячи фабрик и заводов. Газеты писали: в одну только плотину Днепрогэс уложили цемента в шесть раз больше, чем его производилось в дореволюционной России в год.

В 1935 году из одного итальянского порта отплыл удивительный корабль, корпус которого был сделан из армо-цемента (разновидности железобетона). Строителем судна был инженер Пьер Нерви. Восхищаясь его новаторством, европейцы вдруг вспомнили, что еще в 1855 году француз Ламбо демонстрировал лодку, собранную из металлической сетки с применением цементного раствора, на Всемирной выставке в Париже. Следовательно, Ламбо опередил Монье, но не взял патент.

В СССР до Второй мировой войны построили около 50 железобетонных несамоходных судов: плавучие пристани (дебаркадеры), баржи, понтоны, плавучие доки. Единственным крупным и самоходным судном из железобетона являлся паром, обслуживавший железнодорожную линию Горький - Котельнич, ходивший по реке Вятке.

Французская авиакомпания «Брега» работала над созданием самолетов и телеуправляемых ракет из армированного бетона. «Такие машины, - отмечали проектировщики, - будут несколько тяжелее металлических, на них придется ставить более мощные двигатели. Однако применение бетона в авиастроении имеет свои серьезные преимущества. Бетонные поверхности можно сделать абсолютно гладкими, что уменьшает сопротивление воздуха. Бетон хорошо выдерживает высокие температуры, а предварительно напряженный железобетон позволяет добиться такой прочности конструкции, которая исключает всякую опасность вибрации. Все это обещает самолетам из железобетона большое будущее».

Эти идеи в СССР поддержал и развивал академик Петр Александрович Ребиндер: «Мы сможем строить бетонные корабли, баржи, делать доски из бетона, длинные и гибкие. Бетон будет служить даже в самолетостроении. Мы увидим летающие изделия из железобетона!..» Но эти прогнозы так и остались фантастикой.

Михаил ЕФИМОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Гениальные изобретения     Следущая










Сообщество в G+