История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Дом на рельсах

«Ломать - не строить», - гласит известная пословица. Но известны случаи, когда эту простую народную мудрость талантливые инженеры просто игнорируют. В частности, когда есть возможность, например, не сносить, а передвинуть с места на место огромный дом.

Первым задачу по перемещению здания с места на место целиком решил великий архитектор Аристотель Фьораванти, в 1455 году осуществивший в Болонье перенос колокольни церкви Санта-Мария-Маджоре вместе с колоколами на расстояние 13 метров. Но повторить этот трюк долгое время не удавалось никому.

Умельцы из глубинки

В 1812 году в городе Моршанске Тамбовской губернии решили построить новую каменную церковь на месте деревянной. Ломать старый храм прихожане посчитали грехом и отказались от участия в его разрушении. Да и сам настоятель почему-то воспротивился новоселью. Власти нашли местного изобретателя, некоего Дмитрия Петрова, который за вознаграждение в 250 рублей вызвался переставить церковь. Подрядчик нанял себе помощников-землекопов, которые сначала создали земляную насыпь и подвели под венцы церкви деревянные катки. Поскольку прихожане все-таки противились идее переноса церкви, то глубокой ночью Петров вместе с подмастерьями скрепил металлическими скобами углы строения и с помощью катков, рычагов и веревок перетащил его на 30 метров в сторону. К сожалению, о других подобных подвигах умельца больше ничего неизвестно.

В 1898 году было решено снести двухэтажный кирпичный дом, принадлежавший потомственной почетной гражданке Москвы, подданной Великобритании, владелице цементного завода Джейн (Елене Ивановне) Мак-Гилл. Эта операция потребовалась, поскольку намечалось расширение путей Николаевской железной дороги. Конечно, владелица требовала немалых компенсаций. Тогда путейский инженер Осип Федорович предложил просто передвинуть здание. Будучи грамотным специалистом, он внимательно следил за всеми техническими новинками и был хорошо знаком с методом, который применяла американская фирма, специализирующаяся на реализации подобных проектов.

Все пророчили провал мероприятия, но это инженера не смутило. Единственной трудностью стало то, что достать «железное дерево», которое в качестве катков использовали американцы, было в России невозможно. Тем не менее выход нашли - заменителем стали стальные оси для колесных пар вагона. Здание временно расселили, вынесли всю мебель, разобрали полы, перегородки, печи, сняли двери и даже отбили штукатурку. Внизу под фундаментом пробили отверстия, в которые вставили рельсы, связанные между собой воедино так, что они образовали жесткую раму. Под эту раму были подложены оси-катки. При помощи домкратов, а также воротов здание весом в 1840 тонн удалось передвинуть.

Когда стены мешают

Перемещения дома целиком

Американцы, узнав об этом рационализаторском предложении, немедленно внедрили его. Причем додумались во время движения намыливать оси мылом. Надо сказать, что в начале XX века в Америке достаточно активно занимались передвижением зданий. Причем срывали с насиженных мест не только отдельные дома, типа гостиницы в Бостоне и телефонной станции в Индианаполисе, но и целые кварталы, как это произошло в Бруклине.

В СССР такую операцию впервые провели только в 1930-х годах. Одним из значительных мероприятий стал перенос в столице дома по улице Осипенко на углу с Краснохолмской. Надо сказать, что этот дом Г-образной формы был неосмотрительно построен в 1929 году. Градостроительный план Москвы тогда находился еще в стадии разработки. А потом выяснилось, что здание находится в створе нового метромоста.

Сносить новостройку было нерационально, и тогда за дело взялись инженеры-строители. Они разделили дом на две части и по изогнутым рельсам с помощью электродомкратов переправили дом по частям внутрь квартала. А потом, на новом месте, снова соединили его. Впоследствии таким образом перетащили еще 23 дома, включая, например, завод грампластинок в Апрелевке и строения в Серебряном Бору при спрямлении русла Москвы-реки.

Последняя операция прошла в 1983 году, когда было принято решение увеличить зрительный зал МХАТа. Для этого здание разрезали пополам и одну часть электролебедками, опять же по рельсам, оттащили на 30 метров в сторону. После того как залу «нарастили» 18 метров полезной площади, вторую половинку состыковали с первой.

Сейчас найти в России специалистов этого профиля практически невозможно. А вот за рубежом специализированные фирмы существуют до сих пор, и похоже, что от отсутствия заказов они не страдают.

Константин НИКОЛАЕВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Гениальные изобретения     Следущая












Интересные сайты: