Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история




Устройства, погубившие своих создателей

Мы давно привыкли к удобствам и комфорту современных транспортных средств - и мало кто задумывается, что за созданием самолетов, кораблей или автомобилей стоит напряженная работа мысли многих изобретателей. Далеко не всем из них посчастливилось дожить до того момента, когда их творение обретало заслуженную популярность. А некоторые устройства стали смертельными для своих авторов - ведь тем приходилось проводить испытания, зачастую не зная, к чему приведет эксперимент.

Почему люди не летают, как птицы?

В мифологии почти каждого народа присутствуют легенды о людях, пытавшихся летать. Самая известная из них - древнегреческая история про мастера Дедала и его сына Икара, которые сконструировали крылья из перьев, скрепленных воском. Согласно преданию, Икар решил подняться выше птиц, но воск под действием солнечных лучей растаял, и юноша рухнул вниз, разбившись насмерть.

Историки сходятся во мнении, что у героев этой легенды, несомненно, были реальные прототипы, имена которых не сохранились. Но существуют документальные сведения о более поздних изобретателях, погибших в результате испытаний искусственных крыльев.

Одним из них был восточный философ и языковед Исмаил аль-Джаухари, составитель самого полного для своего времени толкового словаря арабского языка. В начале XI века он погиб, прыгнув с самодельными крыльями с крыши мечети в городе Нишапуре (территория современного Ирана).

В русских письменных источниках есть сведения о том, что холоп Ивана Грозного Никита сын Трофимов смастерил крылья и продемонстрировал государю успешный полет с Распятской колокольни в Александровской слободе. Но дальнейшая судьба изобретателя была трагичной. Царь повелел: человек не птица, и тот, кто сделал крылья, творит против естества, а значит, дружит с нечистой силой. Холопу отрубили голову, а крылья окропили святой водой и сожгли.

Всего в исторических документах фигурируют фамилии не менее 75 человек, пытавшихся сделать крылья и погибших при их испытаниях.

Машина как у Фантомаса

Немало трагедий произошло и с изобретателями летательных аппаратов тяжелее воздуха.

Один из пионеров авиации, немецкий конструктор планеров Отто Лилиенталь, чьи идеи развили теоретик научной аэродинамики Николай Жуковский и создатели первого самолета братья Уилбур и Орвилл Райт, в 1896 году разбился при испытании своего аппарата. Машина от сильного порыва ветра перевернулась и рухнула вниз, изобретатель погиб. Его именем назван аэропорт в Берлине.

Американский инженер-конструктор Генри Смолински и его партнер Гарольд Блейк в 1970-е годы придумали летающий автомобиль (эта идея была использована во французском популярном фильме о Фантомасе, где на такой машине ездил главный злодей). По замыслу, данное транспортное средство могло на колесах двигаться по земле, а в случае необходимости развернуть крылья и совершить перелет. Устройство создавалось на базе автомобиля Ford Pinto, для него распилили и сделали складными крылья от самолета Cessna Skymaster. Увы, именно от этого они потеряли прочность - и во время совершенного в 1973 году испытательного полета оба конструктора погибли из-за поломки крыла.

Уже в наше время британский изобретатель Майкл Дакр пытался создать воздушное такси - небольшой самолет, способный передвигаться в городских условиях, с почти бесшумными двигателями и способностью использовать крыши в качестве сверхкоротких взлетно-посадочных полос. В 2009 году при первом же испытании, проводимом в Малайзии, аппарат рухнул на землю, а пилотировавший его Майкл Дакр погиб.

Вечный покой в глубине

Некоторые губительные для своих создателей устройства являлись морскими транспортными средствами.

Во время Гражданской войны в США инженер Хорас Лоусон Ханли создал подводную лодку, передвигавшуюся с помощью весел. Эта субмарина стала первой в истории, успешно атаковавшей вражеский корабль (паровой фрегат) и потопившей его. 29 августа 1863 года лодка, пришвартованная к пароходу, неожиданно перевернулась и затонула. Ее подняли на поверхность, после чего Ханли принял решение провести новую серию испытаний. 15 октября того же года субмарина не смогла всплыть, изобретатель и еще семь членов экипажа погибли.

В конце XIX века русский морской офицер Владимир Алексеевич Степанов разработал проект судна-заградителя с системой автоматической расстановки мин. Корабль, названный «Енисей», в 1904 году занимался минированием акватории в гавани Порт-Артура, чтобы предотвратить возможную высадку японских войск. Одна из мин всплыла, и «Енисей» подорвался на ней. Степанов, как положено капитану, руководил спасательными работами. Большей части экипажа удалось спастись, но командир ушел на дно вместе с кораблем.

Ирландский бизнесмен и судостроитель Томас Эндрюс был одним из конструкторов знаменитого судна «Титаник» и пассажиром его единственного рейса, состоявшегося в 1912 году. Когда корабль налетел на айсберг, капитан вызвал конструктора, чтобы оценить ситуацию. Тот осмотрел судно и сделал вывод, что оно скоро затонет. Эндрюс, не думая о себе, старался помочь другим людям. Он руководил спуском шлюпок и сбрасывал с палубы шезлонги, чтобы те, кто оказался в воде, могли использовать их в качестве спасательных средств. Тело Эндрюса после катастрофы так и не нашли.

Умелец из ЧК

Ну и, конечно, нельзя не сказать о трагедиях, происшедших с изобретателями транспортных средств, передвигающихся по суше.

В 1921 году молодой шофер тамбовской ЧК Валериан Абаковский придумал аэромотовагон - крытую моторную дрезину с авиационным двигателем и пропеллером. Устройство было построено в местной железнодорожной мастерской и могло развивать невиданную по тем временам скорость до 140 километров в час. Испытания проводились на участке Москва - Тула. До столицы аэромотовагон добрался в рекордный срок, но на обратном пути из-за не приспособленного к таким нагрузкам железнодорожного полотна сошел с рельсов. Абаковский и еще пять человек погибли, 15 другим пассажирам удалось выжить. Несмотря на то что подобных устройств в стране больше не создавали, изобретение признали выдающимся и Абаковского похоронили возле Спасской башни Кремля.

В 1930 году австрийский физик Макс Валье при поддержке компании Opel проводил эксперименты по созданию автомобиля с ракетным двигателем. Первый же испытательный заезд показал ошеломляющий результат. Но во время второго ракета со спиртом в качестве жидкого топлива, прикрепленная к автомобилю, взорвалась. Находившийся в кресле пилота Макс Валье был убит на месте осколком ее стального цилиндра.

Два года спустя на машине собственного производства разбился знаменитый американский механик Фредерик Дюзенберг, создатель автомобилей марки Duesenberg. Среди его изобретений - тормозная система с равномерным замедлением скорости всех четырех колес, которая применяется до сих пор. В 1931 году на заседании Общества автомобильных инженеров Дюзенберг провозгласил, что скорость 100 миль (примерно 160 километров) в час в ближайшее время станет для автомобиля обычной. Через год из-за попытки развить такую скорость на мокрой дороге его машина Duesenberg перевернулась. Водитель получил травму спинного мозга, вывих плеча и ушиб грудной клетки. В результате у него развилась пневмония, и через несколько недель после катастрофы изобретатель ушел из жизни. В 1997 году имя Фредерика Дюзенберга было внесено в Зал славы автоспорта США.

Трагическая участь постигла и изобретателя устройства, которое можно назвать первым мотоциклом. Американец Сильвестр Роупер придумал, как сделать езду на велосипеде легкой и приятной. В 1894 году он создал двухколесную машину с паровым двигателем под сиденьем.

В небольшую топку нужно было время от времени подбрасывать уголь, а поступающий из горячего котла пар вращал заднее колесо. Рукоятка на руле регулировала силу пара и, соответственно, скорость устройства. Паровой мотоцикл был очень шумным и дымным, на Роупера даже подавали в суд, требуя запретить ему ездить. Но никаких законов о подобных транспортных средствах еще не было, так что изобретатель ничего не нарушил, и дело против него закрыли. Хотя счастья это Сильвестру Роуперу не принесло. Через два года 73-летний конструктор упал со своего парового мотоцикла. Полученная им травма головы оказалась смертельной.

Одна из последних подобных трагедий произошла с британским мультимиллионером Джими Хеселденом, владельцем компании по производству сегвеев - популярных электросамокатов с двумя колесами, расположенными по обе стороны от водителя. В 2010 году во время прогулки на данном транспортном средстве он погиб, сорвавшись с высокого обрыва в реку. И хотя Хеселден не являлся изобретателем сегвея (это сделал американский конструктор Дин Кеймен), его, как владельца фирмы и товарного знака, можно причислить к создателям таких электросамокатов - и еще тем, кто стал жертвой созданного им устройства.

Елена ГАТЧИНА





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Гениальные изобретения