История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Крестьянская богиня

Марина Ладынина, знаменитая актриса советского, а точнее, сталинского кинематографа, родилась в 1908 году. По одним данным - в деревне под Смоленском. По другим - в деревне же, но под Красноярском. Как бы то ни было, происхождения будущая звезда была явно не аристократического.

Внешность Марины Ладыниной идеально соответствовала той эпохе: время требовало светловолосых, крестьянского или рабочего происхождения, здоровых, голубоглазых, улыбчивых. Актриса Любовь Орлова - вечная соперница Ладыниной - всю жизнь скрывала своих дворянских предков. Ладыниной утаивать приходилось нечто иное: полное несоответствие ее натуры экранному образу, который она в течение долгих лет воплощала.

Певунья Мариша

Деревенская девочка, подвижная, заводная певунья Мариша Ладынина с детства была заводилой на всех сельских праздниках. Когда местные состоятельные люди организовали нечто вроде самодеятельного театра, они стали приглашать к себе веселую девчонку на главные роли.

А потом произошла революция. Время настало боевое - страна требовала от граждан достижений. И Ладынина с удовольствием вступила во всеобщую гонку. Для начала она приняла активное участие в борьбе с неграмотностью. Согласно спущенной свыше норме, каждый грамотный должен был обучить чтению и письму десять неграмотных. Конечно, юная Марина Алексеевна норму перевыполнила во много раз. Как те колхозницы-передовики, которых ей предстояло играть практически всю профессиональную жизнь.

Но роль сельской учительницы оказалась тесна для артистичной натуры Ладыниной. И она отправилась покорять столицу: поступать в ГИТИС. Приемная комиссия отметила певунью и танцовщицу Марину как особо одаренную. После окончания вуза ее взяли во МХАТ. Если бы не Ее Величество Судьба, играть бы Ладыниной в постановках русской классики. Но кинорежиссеры заметили ее яркое лицо, которое было полностью в духе эпохи. Актрису стали приглашать на съемки. Роли поначалу были малозначительны. Но она вкусила воздуха съемочной площадки. И стала мечтать о карьере кинозвезды. И напрасно Станиславский и Немирович-Данченко советовали Ладыниной не бросать театр...

Звезда экрана

Но МХАТ на тот момент уже был другим - пик его расцвета прошел. Актриса собрала было вещи, чтобы перейти в другой театр - в другом городе. Но дальше произошло нечто, о чем есть несколько версий. Согласно одной, сотрудники НКВД предложили ей стучать на коллег. Согласно другой, у Ладыниной случился роман с итальянцем, на которого ей также настоятельно посоветовали доносить. Марина Алексеевна отказалась. Странно,- что за отказ сотрудничать с органами ее только лишили работы. Стояла середина 1930-х годов. В то время жизни лишали ни за что. А уж за конфликт с НКВД... Таинственная история, которую могут прояснить только документы из секретных архивов. Но, как бы то ни было, на некоторое время актриса оказалась совсем не у дел.

К тому моменту она успела стать женой актера Ивана Любезнова. Но муж уехал работать в Ростов, а жена осталась в Москве. Тоже странно: видимо, брак был не слишком удачен, ибо вместо того, чтобы жить в другом городе на какую-никакую зарплату супруга, Ладынина в столице зарабатывала стиркой чужого белья. Объяснением этой необычной ситуации может быть тот факт, что Марина Алексеевна отличалась вздорным нравом. Кинорежиссеры еще на заре ее карьеры именовали актрису не иначе как «белобрысая с дурным характером». Она ни с кем и никогда не умела жить мирно.

С режиссером Иваном Пырьевым Ладынина познакомилась в 1934 году на съемках фильма «Вражьи тропы». К тому моменту браки обоих трещали по швам. Актриса уже практически не жила с мужем. У Пырьева были и жена, и сын от нее по имени Эрик. Но ребенок не помог сохранению семьи. Какая там семья, когда сын батрачки и грузчика, убитого в пьяной драке, увидел Марину - лучезарное белокурое чудо... Кинорежиссер, наделенный талантом, был далеко не самой простой фигурой. Иван Александрович сочетал в себе два главных, казалось бы, противоречивых качества: он жил искренними страстями и в то же время прекрасно умел подстроиться под требования власти.

Марине он, конечно, показал себя именно с первой - страстной стороны. Пырьев сразу ей заявил о том, что она - женщина его мечты и он собирается связать себя с ней узами брака. Даже недруги Ивана Александровича помнили, каким безумным и счастливым он становился, когда чем-то или кем-то искренне увлекался.

Но то была не просто взаимная любовь с первого взгляда. Вторая сторона Пырьева - та, что, как самый чуткий барометр, угадывала настроения власти, - подсказала ему: с этой женщиной можно создать популярные и конъюнктурные произведения. Он сразу пообещал Ладыниной, что будет снимать ее во всех своих фильмах.

Так начался этот семейный и творческий союз, продлившийся до 1954 года. Пырьев создал из любимой женщины, по большому счету, полуфантастическую героиню. Эдакую диву - крестьянскую мечту. Никакие пейзанские наряды не убеждали хоть сколько-нибудь внимательных людей в том, что Ладынина походит на крестьянку. Городской макияж, московская завивка осветленных локонов, неестественная улыбка выдавали в ней столичную примадонну за версту. По Марине Алексеевне сразу было видно: если она и познала прелести сельской жизни, то забыла о них давным-давно и вспоминать о той части своей биографии не желает.

Но народ верил. Даже не верил, а хотел верить. Пырьев угадал желание не только власти, но и горожан видеть село таким лубочно-радостным. А деревенским было просто приятно отвлечься от тягостной реальности, взглянув на сельскую жизнь-мечту, нарисованную смелой кистью Пырьева и Ладыниной.

И пошло-поехало.

Творческие страсти

В «Богатой невесте» (1937) Марина исполнила роль ударницы. В «Трактористах» (1939) - трактористки. В «Свинарке и пастухе» (1941) - «опустилась» аж до свинарки. И кому какое было дело до того, что профессиональная «сельчанка» в свободное от основной занятости время щеголяла в манто из чернобурки и в элегантной шляпке...

Благодаря Пырьеву Ладынина стала второй по величине звездой советского экрана - после несравненной Любови Орловой. Только вот сложности брака с режиссером Григорием Александровым скрытная Орлова держала при себе. А Ладынина с Пырьевым ругались при всех. Да, то было искреннее чувство: это доказывает их переписка. Но одновременно это было встречей двух чрезвычайно склочных характеров. Сначала они ругались из-за того, что режиссер все время порывался вернуться к бывшей жене - после того, как та в очередной раз угрожала самоубийством. Потом... А потом - из-за всего на свете: куда лучше ехать, когда что лучше делать, что нужно купить и т.д. и т.п.

Их единственный сын Андрей, родившийся в 1938 году, получил фамилию матери, потому что в момент его регистрации родители были в полном раздрае.

На съемочной площадке Ладынина держалась признанной королевой. Кто посмеет перечить жене первого режиссера страны, которую он снимает во всех своих картинах в главных ролях?

Сегодня игра Ладыниной выглядит неискренне. Возможно, потому, что чувствуется: за сладкой улыбкой наивной девушки из народа скрывается человек с тяжелым нравом.

В 1954 году вышел приказ, запрещающий режиссерам снимать своих жен. Но все равно Пырьев добился главной роли для супруги в своей картине «Испытание верности». Название стало символическим: испытания верности Иван Александрович не выдержал.

Ладынина, которая раньше публично ругалась с мужем из-за мелочей, теперь демонстрировала предельную корректность. Все-таки не зря ее считали «аристократкой духа».

Тем не менее вместе с любовью закончилась и творческая биография Ладыниной. С возрастом она стала мечтать о съемках в экранизациях русской классики. Только вот в фильмах бывшего мужа по произведениям Достоевского Ладынина уже не снималась.

И вообще больше ничего значительного в кино она не сделала. Осталась актрисой одного режиссера. Иногда выступала с концертами. Последние полвека жизни - до самой кончины в 2003 году - Ладынина провела в уединении, которого сама искала.

Сын с ней был в крайне сложных отношениях. Их он относил на счет того, что мать ненавидела себя старую. Утром, увидев свое отражение в зеркале, она морщилась, как от лимонного сока, и сразу устраивала скандал по какому-нибудь поводу. Марина Алексеевна отвергала себя - уже не жену Пырьева, не звезду его фильмов, не молодую женщину.

Ольга СОКОЛОВСКАЯ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Женщина в истории     Следущая












Интересные сайты: