История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Белая лилия на капоте

Так уж получилось, что среди советских истребителей-асов, отличившихся в Великую Отечественную войну, всенародно известны лишь пилоты-мужчины: Кожедуб, Покрышкин, Маресьев. А между тем в Красной армии воевала лучшая женщина-ас в истории авиации - Лидия Литвяк...

Родилась Лидия Литвяк в Москве в 1921 году. Как и многие молодые люди 1930-х годов, увлеклась авиацией. В 14 лет она начала посещать авиаклуб, в 15 - совершила свой первый самостоятельный полет.

Меховой воротничок для комбинезона

Когда началась Великая Отечественная война, советское командование приняло решение сформировать из добровольцев три женских авиаполка. Руководить данной работой поручили легендарной летчице Марине Расковой. В числе женщин-авиаторов оказалась и юная Лидия Литвяк.

Вот что вспоминали ее сослуживцы:

- Когда мы еще тренировались на учебной базе, во время построения Лиде приказали выйти из строя. Она была в зимней форме, и мы все увидели, что она отрезала верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для летного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда она это сделала, и Лиля ответила: «Ночью...» Раскова сказала, что следующей ночью Лиля, вместо того чтобы спать, отпорет воротник и пришьет мех обратно на унты. Ее к тому же еще и арестовали, посадив в отдельное помещение, и она действительно всю ночь занималась обратной перешивкой меха. Это был первый раз, когда другие женщины обратили внимание на Лилю, поскольку раньше никто даже не замечал эту невысокую миниатюрную девушку. В свои 20 лет она была худенькая, симпатичная и очень похожая на популярную в те годы актрису Серову. Странное дело: шла война, а эта маленькая девушка с белокурыми волосами думала о каком-то меховом воротничке...

В начале 1942 года Лидия Литвяк подала прошение зачислить ее на фронт - в истребительную авиацию, приписав себе недостающие 100 летных часов. Девушку зачислили в 586-й истребительный авиаполк.

А 10 сентября 1942 года полк Лидии Литвяк прибыл под Сталинград. 13 сентября, во время своего второго боевого вылета, юная летчица открыла боевой счет. Сначала сбила бомбардировщик Ju-88, затем, выручая подругу Раю Беляеву, у которой кончились боеприпасы, подбила Ме-109. Летчиком Ме-109, кстати, оказался немецкий барон, кавалер Рыцарского креста, одержавший 30 воздушных побед.

Друзья не оставили в беде

Лидия Литвяк

Лидия Литвяк была еще совсем юной девушкой - ей едва исполнился 21 год.

По воспоминаниям однополчан, Лидия носила длинные шарфы, сшитые из парашютного шелка, и всегда держала в кабине истребителя букетик полевых цветов. На капоте своего Як-1 она нарисовала белую лилию. Поэтому в полку ей и дали позывной - «Лилия». На фронте к Лидии пришла и большая любовь: ее супругом стал однополчанин Алексей Саломатин.

В одном из боев Як-1 Лидии был подбит, и летчица совершила вынужденную посадку на вражеской территории. Выскочив из кабины, она, отстреливаясь, бросилась бежать от приближающихся немецких солдат. Но расстояние между ними быстро сокращалось. Вот уже последний патрон остался в стволе... И вдруг над головами противника пронесся наш штурмовик. Поливая немецких солдат огнем, он заставил их упасть на землю. Затем, выпустив шасси, спланировал рядом с Лидой и остановился. Не вылезая из самолета, летчик отчаянно замахал руками. Девушка бросилась навстречу, втиснулась пилоту на колени, самолет пошел на взлет, и вскоре Лидия была в полку.

23 февраля 1943 года Литвяк вручили боевую награду - орден Красной Звезды. К тому времени на ее боевом счету уже числились 8 сбитых вражеских самолетов.

В марте обстановка в воздухе еще более осложнилась. 22 марта в районе Ростова-на-Дону Литвяк участвовала в перехвате группы Ju-88. Во время долгого и трудного боя ей удалось сбить один «юнкерс». В это время подошедшая на помощь «юнкерсам» шестерка Ме-109 с ходу пошла в атаку. Лидия заметила их первая и, чтобы сорвать внезапный удар, одна встала на их пути. 15 минут вертелась смертельная карусель. С большим трудом раненая летчица привела искалеченный истребитель домой. Доложив, что задание выполнено, она потеряла сознание...

После лечения в госпитале она отправилась в Москву, дав расписку, что в течение месяца будет долечиваться дома. Но уже через неделю Лидия вернулась в полк. 5 мая, еще не совсем окрепнув, Литвяк вылетела на сопровождение группы бомбардировщиков. Во время вылета завязался воздушный бой, и Лидия сбила истребитель противника. Через два дня она сбила еще один «мессер».

А в конце мая Литвяк в блестящей манере, молниеносной атакой со стороны солнца, сбила немецкий аэростат-корректировщик, который до того никак не могли сбить другие наши истребители. За эту победу младший лейтенант Лидия Литвяк была удостоена ордена Красного Знамени.

Наградить посмертно...

Однако успехи в боях омрачались потерей близких людей. 21 мая 1943 года погиб муж Лидии - капитан Алексей Саломатин. А 19 июля не вернулась из боя лучшая подруга - Катя Буданова, которая на тот момент была лучшей женщиной-асом (11 побед).

16 июля 1943 года Лидия вылетела в составе шестерки на сопровождение штурмовиков. В районе линии фронта наши истребители вступили в бой с 30 бомбардировщиками, сопровождаемыми 6 «мессершмиттами», пытавшимися нанести удар по нашим наземным войскам. В этом бою Литвяк лично сбила «юнкере», но и сама была ранена. На требование ехать лечиться ответила категорическим отказом. Не раз доводилось ей сопровождать наши штурмовики и бомбардировщики. В одном из вылетов она сбила Ме-109, через пару дней - снова бой.

И вот 1 августа 1943 года случилась трагедия - Лидия Литвяк не вернулась с боевого задания. Были срочно организованы ее поиски. Однако ни самолета, ни летчицы найти не удалось.

За свою короткую, чуть более года, боевую карьеру Лидия Литвяк провела 69 воздушных боев и одержала 12 подтвержденных побед. Характеризуя ее, бывший командир 273-го истребительного авиаполка Герой Советского Союза Б.Н. Еремин вспоминал: «Это была прирожденная летчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух...»

Лидия Владимировна Литвяк была представлена командованием полка к званию Героя Советского Союза посмертно. Однако вскоре с вражеской территории вернулся один из сбитых ранее летчиков. Он доложил, что, по словам местных жителей, на дорогу возле села Мариновка сел наш истребитель. Летчиком оказалась девушка - белокурая, небольшого роста.

К самолету подошла автомашина с немецкими офицерами, и девушка уехала с ними... Большинство авиаторов слуху не поверили и продолжали попытки выяснить судьбу Лидии. Но тень подозрений уже вышла за пределы полка и достигла вышестоящих штабов. Командование дивизии, проявив «осторожность», не утвердило представление Литвяк к званию Героя Советского Союза, ограничившись орденом Отечественной войны 1-й степени.

В 1968 году газета «Комсомольская правда» предприняла попытку восстановить честное имя летчицы. В 1971 году в поиск включились юные следопыты школы № 1 города Красный Луч. Летом 1979 года их поиски увенчались успехом. Находясь в районе хутора Кожевня, ребята узнали, что летом 1943 года на его окраине упал советский истребитель. Пилотом, раненным в голову, была женщина. Она похоронена в селе Дмитровка Шахтерского района Донецкой области в братской могиле. Это была Лидия Литвяк, что подтвердилось ходом дальнейших расследований. В июле 1988 года в личном деле Литвяк запись «пропала без вести» была, наконец, заменена на «погибла, выполняя боевое задание». Ветераны полка, в котором она воевала, возобновили ходатайство о присвоении ей звания Героя Советского Союза.

Указом Президента СССР Горбачева от 5 мая 1990 года «за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками» гвардии младшему лейтенанту Литвяк Лидии Владимировне посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Денис ОРЛОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"

1с кадры и управление персоналом демо версия
Предыдущая     Женщина в истории     Следущая