То, что люди не учатся на ошибках истории, — самый главный урок истории

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Любовница императора и жандарма

Французская актриса мадемуазель Жорж была любовницей видных и блистательных мужчин. Как ни парадоксально, это нисколько не свидетельствовало о ее женской разборчивости. Скорее, о карьеризме.

Возлюбленные знаменитой артистки мадемуазель Жорж - среди них был сам император Наполеон Бонапарт - так или иначе помогали ей в карьере или способствовали решению материальных проблем. Во многом благодаря красоте и правильному выбору покровителей, звезда сцены спокойно и безбедно прожила 79 лет.

Юное дарование

Мадемуазель Жорж

На самом деле ее звали Маргаритой Жозефиной Веймер. Она родилась в 1787 году. Ее отцом был капельмейстер. Детство в мире музыки сподвигло будущую знаменитую трагическую актрису к мечтам о службе Мельпомене. И мечтам девочки суждено было сбыться! Уже с 12 лет она начала выходить на сцену. А в 15 - с успехом сыграла роль 45-летней женщины. Тут дело оказалось не только в таланте, но и в незаурядной внешности подростка. Все современники отмечали: будущая актриса буквально с детства отличалась высоким ростом, пышными формами, низким волнующим голосом и горящими карими глазами. На мужчин она производила неотразимое впечатление.

А вот о ее игре остались противоречивые воспоминания. Говорили, что играла она весьма аффектированно. Монологи произносила манерно и неестественно. Впрочем, в позапрошлом столетии подобная манера игры бытовала. Тем более что учительницей начинающей звезды сцены была отличавшаяся выспренной манерой игры мадемуазель Рокур.

В те времена актрисы часто брали псевдонимы. Вот и Веймер в качестве сценического имени взяла себе имя своего отца - Жорж. Теперь в программках она именовалась «мадемуазель Жорж».

Первым на сексапильную красавицу положил глаз брат Наполеона - Люсьен Бонапарт. От него-то Жорж получила свой первый приличный «гонорар» - сотню луидоров золотом. После того как Люсьена выслали из Парижа, ему на смену пришел польский князь Сапега, который платил пышной брюнетке по 5 тысяч франков за ночь. Но славянский аристократ отбыл на родину. А его место занял гораздо более влиятельный мужчина - корсиканец Наполеон Бонапарт, который в те дни занимал пост первого консула.

Эта связь не была долгой. Наполеон позже, во время ссылки на остров Святой Елены, говорил, что он бросил Жорж, поняв, что та склонна болтать лишнее.

Актриса в своих мемуарах придерживалась другой версии. По ее словам, их отношения сгубила патологическая ревность будущего завоевателя. А она-де, понимая, что властолюбец вряд ли настроен решительно, не отказывала в своем внимании другим поклонникам, которых имелось немало. Вот как она описала первое свидание с Бонапартом:

«Я смутилась и не знала, что сказать.

- Но я не знала, я не осмеливалась Вас благодарить.

- Плохое оправдание. Так Вы боитесь меня?

-Да.

- И теперь?

- Еще больше.

Консул рассмеялся от души...

...Вы были небогаты в прошлом. Но в настоящий момент? Кто подарил Вам этот хороший кашемир, эту вуаль?»

Жорж честно призналась, что это был дар Сапеги.

На первом свидании Наполеон, по словам актрисы, не приглашал ее в постель. Но на прощание он поцеловал ее в вуаль.»

Женщина наивно напомнила самолюбивому властолюбцу, что он целует вуаль Сапеги. Тот мигом пришел в бешенство и разорвал вуаль. Потом он растоптал и разорвал кашемировую шаль. Сорвал кольцо с пальца артистки и также растоптал его. К слову, кольцо Жорж подарил не любовник. Но Наполеон вошел в раж - такой уж у него был характер. Так он показал мадемуазель свою просьбу о верности.

После окончания недолгого романа с будущим императором актриса пережила отношения с видным финансистом. Потом был известный актер...

Роман с флигель-адъютантом

В конце 1807 года в Париже появился мужчина, который сыграл значительную роль в жизни мадемуазель Жорж. Звали его Александром Христофоровичем Бенкендорфом, был он тогда еще не шефом жандармского III отделения, которое дружно ненавидели лучшие умы России - такие, как Пушкин, например. В те дни он был бравым 25-летним военным, флигель-адъютантом русского императора Александра I и «по совместительству» большим охотником до женского пола.

Бенкендорф потерял голову от француженки: «Актриса французского театра мадемуазель Жорж жила во дворце и была близко знакома с Наполеоном; она поразила меня своим большим талантом и ослепительной красотой. Однажды вечером, придя домой, я получил записку от мадемуазель Жорж, в которой она меня просила запретить моему лакею подниматься в ее апартаменты, в которых он наделал шуму, и уверяла, что я держу самого скверного слугу в Париже. На следующий день я поспешил явиться к ней с извинениями за шум, который посмел учинить мой лакей, добавив, что не могу ни уволить, ни наказать его, так как именно из-за него я имею счастье видеть вблизи предмет всеобщего обожания. Она была очень вежлива, но не разрешила мне дальнейших визитов в Фонтенбло и не предоставила возможность видеть ее в Париже. К этому времени она произвела на меня очень живое впечатление, с этого момента я мечтал только о ней и искал способы ею овладеть...»

Судя по всему, эпизод со слугой русский военный спровоцировал специально. С тех пор русский и француженка стали неразлучны. Самолюбивый Бенкендорф не скрывал своей радости от обладания самой престижной, если можно так выразиться, женщиной Франции: «Мое тщеславие было удовлетворено обладанием самой знаменитой красотой Франции, любовницей императора, предметом восхищения и аплодисментов публики... мало-помалу она перестала прятать наши отношения, и в конце концов о них стало известно. Все ночи я проводил у нее и возвращался к себе лишь за тем, чтобы показаться на глаза послу и переменить одежду».

Вместе с будущим шефом жандармов актриса в 1808 году уехала в Россию. Военный еще не охладел к красавице и описывал их связь так: «Мы вместе жили и вместе принимали, как если бы мы были мужем и женой. Вначале в свете отвергали это, как нечто неприличное, но в конце концов это стало обычным делом».

Говорили, что Жорж пользовалась особой благосклонностью Александра I, но эти предположения сегодня невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Утверждали также, что француженку своим вниманием не обделил и великий князь Константин Павлович.

Бездарная актриса

Российская публика по-разному приняла актрису. Ее искусство, например, вызвало сарказм Льва Толстого: «М-lle Georges с оголенными, с ямочками, толстыми руками, в красной шали, надетой на одно плечо, вышла в оставленное для нее пустое пространство между кресел и остановилась в ненатуральной позе. Послышался восторженный шепот. М-llе Georges строго и мрачно оглянула публику и начала говорить по-французски какие-то стихи, где речь шла о ее преступной любви к своему сыну. Она местами возвышала голос, местами шептала, торжественно поднимая голову, местами останавливалась и хрипела, выкатывая глаза.

Adorable, divin, delicieux! - слышалось со всех сторон. <...> После первого монолога все общество встало и окружило m-lle Georges, выражая ей свой восторг».

В 1813-м она покинула Россию. Почему? На то была не одна причина. Во-первых, успеха прежнего она не могла достичь: от сытной русской кухни актриса сильно располнела и стала странно выглядеть в ролях страдающих «чахоточных» героинь. Во-вторых, до конца своих дней Жорж не скрывала своих симпатий к Наполеону...

На родине она вернулась в покинутый до этого знаменитый «Комеди Франсез». Но оттуда артистку быстро попросили. Она, не чувствуя, насколько подурнела и постарела, по-прежнему мнила себя звездой. И даже позволяла себе без объяснений пропускать репетиции...

До 1821 года она кочевала из театра в театр, пока ее не взял в актрисы (и в любовницы, естественно) руководитель театра «Одеон» Шарль-Жан Арель. С ним Жорж и осталась до самой его кончины в 1846 году...

Под конец жизни артистка выходила на подмостки лишь изредка. Она появилась в конце 1840-х и на петербургской сцене, но никакого успеха не имела...

Умерла мадемуазель Жорж, любовница артистов, императора и главы жандармов, в 1867 году. Ее похоронили в плаще, в котором она играла в пьесе «Родогунда». Плащ этот ей некогда подарил Александр I. А похороны оплатил император Наполеон III.

Ольга СОКОЛОВСКАЯ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Женщина в истории     Следущая










Сообщество в G+