История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Наложница с амбициями

Правительница Китая У Цзэтянь (624-705 годы) жила в эпоху, когда женщин не ставили ни во что. Несмотря на это, она умудрилась подчинить себе огромную страну. Сегодня некоторые воспринимают У Цзэтянь как одну из основательниц феминизма...

Китайцам, жившим в VII веке, хорошо было знакомо назидательное стихотворение:

Когда родится сын,
Положи его спать в колыбельку,
Дорогими пеленками кутай.
Дай ему игрушки из яшмы.
Когда родится дочь,
Пусть она спит на полу,
И будет пелената в тряпки.
Дай для игры ей кусочек черепицы.

Жители Поднебесной воспринимали мальчиков как продолжателей рода, кормильцев семьи и тех, на кого родители могут опереться в старости. Девочки были людьми второго сорта. В гареме китайского императора и даже просто состоятельного китайца были первые, вторые, третьи, четвертые жены, наложницы, рабыни, служанки.

Они не имели возможности свободно общаться со своим повелителем. А за измену обитательниц гарема карали смертной казнью.

Карьера в гареме

Когда тринадцатилетней девочкой У Цзэтянь попала в гарем императора Тай-цзуна в качестве наложницы, особенно надеяться ей было не на что. И, конечно, она это отлично понимала. Но это нисколько не уменьшило ее тяги к власти.

Уже став повелительницей империи, У Цзэтянь не могла забыть тех дней, когда она, как и сотни других обитательниц гарема, проводила дни и ночи в ожидании милости правителя. А тот лениво перебирал нефритовые таблички с именами наложниц. Потом останавливался на одной. Ударял в гонг. На звук гонга являлся придворный евнух. Читал имя, выгравированное на камне... Избранницу приводили в покои императора, мыли, наряжали, умащивали ее тело благовониями... А про остальных император забывал до следующей ночи.

У Цзэтянь томилась в гареме, занимаясь бессмысленным рукоделием и надеясь привлечь внимание императора Поднебесной. Она лелеяла мысли о возвышении. Впрочем, у нее хватило ума ни с кем ими не делиться. Можно представить себе, как бы смеялись над мечтами о власти жалкой наложницы...

Но это была еще не беда. Настоящим несчастьем стала смерть Тай-цзуна в 649 году. Согласно традиции, сын правителя не имел права наследовать его гарем. Всех жен и наложниц после смерти их повелителя отправляли доживать свой век в буддийский монастырь. А новый император «основывал» новый гарем. Более того, отношения сына с женой или наложницей отца приравнивались к кровосмешению...

Но после смерти Тай-цзуна придворный мир начал понимать, что такое тихая овечка У Цзэтянь. Как оказалось, долгие годы «на задворках» гарема маленькая наложница не провела даром. Все это время она не только мечтала о милости повелителя. У Цзэтянь умудрилась наладить более чем теплые отношения с его сыном Гао-цзуном. После кончины отца Гао-цзун, наследник престола, понял, что не может обходиться без верной У Цзэтянь. И в итоге ввел ее в свой гарем. Поступок по тем временам неслыханный. Но, как говорится, что позволено Юпитеру... Воле императора никто не посмел воспротивиться.

Итак, хитроумная У Цзэтянь, в отличие от своих более высокопоставленных «коллег», продолжила свои дни в гареме, а не в монастыре. Впрочем, провести некоторое время в буддийской обители ей все же пришлось, но вскоре она вернулась во дворец. Вернулась, чтобы править.

Кто во дворце хозяин?

У Цзэтянь

С портретов У Цзэтянь на нас смотрит грубое, некрасивое лицо с нарисованными бровями и недобрым взглядом. Да, такой была властительница Поднебесной. Впрочем, в каждом времени и в каждой стране - свои понятия о красоте. Возможно, будущая императрица пленила Гао-цзуна вовсе не прекрасным обликом - в конце концов, он мог иметь самых лучших женщин в стране, - а умом и талантами. Она была хорошо образована, писала стихи и прозу. Ее произведения вошли в то, что в Китае относят к литературному наследию династии Тан.

Прошло еще какое-то время, и в 655 году Гао-цзун официально признал У Цзэтянь своей супругой. Это означало, что теперь именно она - главная жена. Понятно, от гарема император отказываться не собирался... Такая «должность» для женщины означала, что именно ее сын унаследует трон. Ну и вообще то, что она - главная женщина в жизни повелителя.

Как скромная наложница достигла такого положения? Да уж никак не чистыми методами. На счету У Цзэтянь - интриги, подлости и даже смерти. По ее приказу убили, к примеру, родного дядю ее супруга. Все, кто осмеливался поднять против нее голос, незамедлительно лишались жизни. Уже при жизни слабохарактерного Гао-цзуна его главная жена фактически возглавляла государство. Она родила мужу четверых сыновей и дочь.

О политике, которую вела У Цзэтянь, до сих пор даже в самом Китае существуют разные мнения. Жена императора сразу обратила свои взоры на лакомый кусочек - Корейский полуостров, и страна начала захватническую войну. Правда, не удалось захватить его полностью. Но идеологически Корея теперь перешла в подчинение Поднебесной.

Вообще, идеологии У Цзэтянь уделяла огромное внимание. Главной ее мечтой стало повсеместное принятие буддизма. Для этого она всячески налаживала отношения с Индией, а также приказала перевести классические буддистские труды с санскрита на китайский язык. Почему будущая императрица такое значение придавала введению новой религии? Как оказалось, у нее были далеко идущие намерения.

В 683 году скончался Гао-цзун - бездарный император и супруг У Цзэтянь. После этого намерения вдовы стали очевидны: она решила стать главой государства. Первой женщиной на этом посту. Поначалу соотечественники не верили в то, что кто-то - пусть даже главная жена покойного властителя Поднебесной - может помыслить о таком.

Но У Цзэтянь обставила все очень хитро. Власть для начала передали ее старшему сыну Чжун-цзуну. Он не продержался во дворце и месяца: мать собственноручно лишила его престола, сослав в провинцию. У Цзэтянь грустно жаловалась на бездарность отпрыска как правителя. Власть тогда передали ее другому сыну - Жуй-цзуну, которого мамаша, сжав зубы, терпела целых шесть лет. Понятно, что фактически страной по-прежнему правила она. Но воцариться себе не позволяла. Такой поступок мог вывести народ из терпения и спровоцировать крупное восстание.

Сильная женская рука

К 690 году народ был как следует подготовлен: людям внушили, что император бездарен. Наконец У Wзэтянь официально сама назначила себя императрицей. Точнее, императором: она требовала, чтобы называли ее мужским титулом - «хуанди». Ничего подобного до сих пор в Китае не было.

Вскоре стало ясно, зачем дальновидная У Цзэтянь так старательно насаждала буддизм. Народу было объявлено, что новоявленная правительница - дочь cамого Будды, и где-то есть пророчество, в котором говорится: следующее воплощение просветленного придет на землю именно в женском образе.

Несмотря на весьма тернистый путь к власти, У Цзэтянь умудрилась стать не самой худшей властительницей Поднебесной. Да, она не терпела никакого инакомыслия и жестоко расправлялась с оппозиционерами. Но именно при ней расцвело сельское хозяйство, выстроилась четкая система поступления на государственную службу, северо-восток Китая освободили из-под власти тюрков. В стране воцарилась относительно спокойная и сытая жизнь.

Придворные трепетали при одном упоминании имени У Цзэтянь. Согласно легенде, императрица, в свое время натерпевшаяся от мужчин, любила унижать представителей сильного пола. Она заставляла чиновников, приходивших с ней с докладами, удовлетворять ее похоть. Правда ли так было, неизвестно. Но до нас дошло изображение чиновника, доставляющего удовольствие властительнице.

У Цзэтянь старела. Нужно было думать о том, кому передать власть. Что делать? Пришлось вернуть из «эмиграции» старшего сына. И назначить его наследником. Дряхлеющая правительница была уже не та, что прежде. Она теперь легко доверялась молодым аферистам, которые по совместительству становились ее любовниками... В конце концов заговорщики свергли с престола выжившую из ума повелительницу Поднебесной. А императором стал когда-то сосланный в провинцию первый сын императрицы - Чжун-цзун.

Со свергнутой правительницей обошлись лучше, чем она сама поступала со своими врагами. У Цзэтянь дали дожить до естественной смерти. Ее похоронили с почестями. Сама императрица повелела ничего не писать на ее могиле: пусть потомки-де сами решат, какой эпитафии она достойна.

Мария КОНЮКОВА





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Женщина в истории     Следущая