История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Увлекающаяся натура

Путь Анни Безант, знаменитого теософа, борца за права женщин, сторонницы независимости Ирландии и Индии от Великобритании, характерен для той эпохи, в которую она жила. Но Безант никогда не вошла бы в историю, не опереди она настолько своё время и не сделай она столько для людей…

Почти два тысячелетия существования христианства на рубеже 19-го и 20-го веков привели многих представителей человечества к мысли о том, что время требует какой-то новой религии. Кризис наступил — многим казалось, что старые божества исчерпали себя. В то время люди искали новую веру: кто-то — в необычной религии, кто-то — в революции, кто-то — в войне.

И Анни Безант попыталась дать ответ на этот вопрос: она часть жизни провела в поиске, а часть — в разработке новой религии.

Традиционное воспитание

Анни Безант

Анни Вуд (такова её девичья фамилия) воспитывалась во вполне традиционном для эпохи, в которой она жила, духе пуританства. Походы в церковь, чтение религиозной литературы, соблюдение обрядов были частью её детства. И в первые годы жизни ничто из этих атрибутов уклада обычной англиканской семьи среднего класса, обитавшей в пригороде Лондона, не смущало юную девушку. Более того, знавшие её с детства говорили о том, что Анни от природы обладала складом, дознанием религиозного человека. Ей непременно надо было верить в некую высшую силу, которая приведёт мир к гармонии и справедливости.

Итак, в первые годы религиозная натура мисс Вуд вполне удовлетворялась традиционным христианством. Мир храма был настолько ей близок, что в девятнадцатилетнем возрасте она вышла замуж за пастора англиканской церкви по фамилии Безант. И родила от него сына и дочь.

Но в браке миссис Безант продержалась всего несколько лет. Оказавшись как бы «внутри» церкви, она увидела ханжеский и одновременно догматичный мир английского духовенства. Она поняла, как далеки от истинной веры священнослужители, включая её собственного супруга, а также многие прихожане.

Искренняя и упрямая до фанатизма во всех своих решениях, Анни решилась на беспрецедентный шаг. Она ушла от мужа. Взяла с собой только дочь — сына муж насильно оставил у себя.

Наверное, другая женщина впала бы в уныние, оказавшись в столице Великобритании, в викторианскую эпоху, одна, с маленьким ребёнком на руках. Но только не Анни Безант!

Она сразу же пустилась на поиски… нового религиозного учения! И поиски увенчались успехом!

Безант стала теперь атеисткой. Она была не из тех, кто способен, так сказать, молча что-либо исповедовать, не выходя из дома. Анни нуждалась в проповеди всего, во что она верила. Очень быстро новоявленная атеистка влилась в круг лондонских социалистов, возглавляемых Чарльзом Бредлоу. Преданность новому делу принесла плоды. Анни стала сотрудничать в качестве автора с журналом «Национальный реформатор». Она прославилась как журналист, публикуя в издании пламенные памфлеты. К борьбе с чем она призывала читателей? С тем, о чем в глубоко пуританскую викторианскую эпоху вслух и говорить-то боялись.

Борьба с деторождением

В 1877 году Анни приняла самое активное участие в кампании «за контроль количества семьи». Смысл мероприятий состоял в том, чтобы ограничить рождаемость, признав за женщиной право на аборт. Даже сегодня, когда во многих странах разрешено добровольное прерывание беременности, звучат голоса против абортов. Сказать, что в Англии позапрошлого века такая инициатива произвела взрывной эффект — это не сказать ничего.

Королева Виктория, известная своей приверженностью к «традиционным семейным ценностям», возвела свою многодетную семью с принцем Альбертом в идеал. А так как в ту эпоху вся Великобритания должна была строить жизнь по образу своей повелительницы, то инициатива Безант и её сподвижников обошлась им недёшево: Анни, к примеру, получила полгода тюрьмы. Муж отсудил дочь у «морально разложившейся» матери.

Выйдя из заключения, борец с существующими порядками выпустила книгу под названием «Закон популяции». В ней она значительно развила не только идеи контроля рождаемости, но и мысли о том, что женщины в обществе должны быть уравнены с мужчинами в правах.

Безант не считала нужным ограничиваться одной агитацией. Очень скоро она влилась в движение суфражисток — борцов за избирательное право для женщин. Её борьба заключалась в организации забастовок.

Дальше — больше. Безант теперь еженедельно выступала с антиклерикальными статьями. Она открыто входила в дискуссии с представителями духовенства. Конечно, у Анни было много противников и оппонентов. Но общество Великобритании всегда отличалось демократичностью. Лондонский университет присвоил борцу за права женщин степень доктора наук. В 1887 году Анни Безант написала текст, который и по сей день считается классикой атеизма. Статья называлась «Почему я не верую в Бога?».

Резкий поворот

Когда Анни было немного за сорок, ей предложили написать рецензию на книгу известной русской теософки Елены Петровны Блаватской «Тайная доктрина» (с подзаголовком «Синтез науки, религии и философии»). Безант не только написала восторженный отзыв. Она стала ярой последовательницей учения «создательницы новой религии». Видимо, религиозное детство не прошло для увлекающейся англичанки даром. И о самой Блаватской, и о её учении современники оставили самые противоречивые воспоминания. Одни говорили, что «божественная Елена» напрямую связана с небесами. Другие считали её шарлатанкой и мошенницей. Блаватская много путешествовала — притом по самым экзотическим уголкам Земли. Была она и в Индии, и на Тибете, где, по её же словам, набиралась особых знаний о Боге и энергии высших сил. Изобретённое ею учение представляло собой сплав христианства, индуизма, каббалы и даже масонских теорий! Основанное Блаватской Теософическое общество ставило перед собой три главные цели: образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания; — способствовать изучению… мировых религий и разных наук, отстаивать важность значения древних азиатских источников, принадлежащих к брахманистской, буддийской и зороастрийской философиям, исследовать скрытые тайны Природы во всевозможных аспектах, и в особенности психические и духовные способности, скрытые в человеке.

Чем не социализм? Но с эдакой религиозной «подкладкой». Безант, в силу своей собственной истории, не могла не проникнуться подобными идеями.

И отойдя от дел на родине (она и так много для неё сделала), Анни отправилась в Индию, чтобы «проверить» истинность учения Блаватской.

Там жаждущая справедливости теософка также с головой окунулась в общественную Анни деятельность. Анни возмутилась нищетой, царившей на Востоке. И, со свойственным ей энтузиазмом, взялась за организацию образовательных и медицинских учреждений. Она сблизилась с Махатмой Ганди — главным борцом за независимость Индии от Великобритании. Её даже прозвали Клешнёй Махатмы Ганди.

Теперь бурная деятельность Безант протекала в трёх направлениях: в помощи движению суфражисток (теперь — на расстоянии), в распространении теософии в Индии и в борьбе за независимость этой колонии от Англии.

Постепенно Анни полностью погрузилась в новое религиозное учение. Круг замкнулся: она пришла от одной религии к другой, миновав длительный атеистический период…

В 1891 году скончалась Елена Блаватская. Следующие шестнадцать лет духом окрепшая в борьбе Безант сражалась с расколом в рядах теософов, случившимся после смерти основательницы новой веры. В 1907 году глава конкурирующей ветви в религии также отошёл в иной мир. Теперь в течение двадцати шести лет — до самой своей кончины — Безант руководила теософами единолично. В 20-е годы прошлого столетия она несколько дрейфовала уже в сторону буддизма: своего индийского последователя Джидду Кришнамурти она объявила новым воплощением Будды на Земле. С целью продвижения нового божества Анни совершила поездку по США и Великобритании.

Под конец жизни теософка помирилась с сыном и дочерью.

В России Анни Безант знают в основном как последовательницу учения Блаватской. Ничего удивительного: Елена Петровна была русской. А жаль. Ведь наиболее яркие и талантливые произведения Анни Безант относятся именно к атеистическому периоду в жизни и деятельности этой неутомимой и увлекающейся женщины.

Мария КОНЮКОВА



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Женщина в истории     Следущая












Интересные сайты: