История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Муза Третьего рейха

Великая актриса Фаина Раневская как-то отметила, что талант - как прыщ: на ком захочет, на том и вскочит. Эту фразу, ставшую крылатой, можно в полной мере отнести к Лени Рифеншталь, немецкому кинорежиссеру и фотографу.

Лени Рифеншталь прожила 101 год. И творить перестала за год до своей смерти - в 2002 году. И всю долгую профессиональную жизнь режиссера преследовали дискуссии. Нет, не вокруг ее творчества - поводом для споров стала личность Лени. Вот такой, редко встречающийся парадокс: заслуги Рифеншталь как кинематографиста вряд ли кто-либо посмел бы оспорить. А вот ее путь многим внушал желание отлучить ее от работы навсегда. Несмотря на все величие роли Лени в мировом кинопроцессе, роль главного кинопропагандиста Третьего рейха сыграла, мягко говоря, не лучшую роль в судьбе режиссера.

Универсальные способности

Лени Рифеншталь была музой третьего рейха

Хелена Берта Амалия Рифеншталь родилась в 1902 году в семье преуспевающего коммерсанта. И с детства Лени - так девочку звали родные - стала проявлять незаурядные способности во всем, за что бы она ни бралась: танцы и катание на роликах, гимнастика и живопись, профессия секретаря на предприятии отца и искусство фотографии. Такие разные виды деятельности - и каждым из них Рифеншталь овладевала с видимой легкостью. В любом начинании она становилась первой. И ничто не могло ее остановить: к примеру, травма, полученная Лени на занятиях гимнастикой, просто вынуждала ее заняться чем-нибудь другим - допустим, танцами или живописью.

Рифеншталь с детства была поклонницей величественной красоты чего бы то ни было. И во многом она готова была узреть величие. Лени с детства испытывала жгучий интерес к жизни. Она легко находила контакт со всеми, кто ее интересовал. А интересовали будущего режиссера те, у кого она чему-то могла научиться, и те, кто мог помочь ей сделать карьеру.

Природа одарила Лени не только способностями в самых разных областях, но и яркой красотой: высокая, широкоплечая, с роскошными волосами и точеным лицом, Рифеншталь как будто воплощала собой идеал немецкой женщины - такой, какой ее хотели видеть нацисты.

Начало кинокарьеры Лени пришлось на время, когда национал-социалисты еще не пришли к власти. Девушка в начале 1920-х заболела кино и... горами, увидев фильм «Гора судьбы». Она сразу же стала искать знакомства с режиссером картины Арнольдом Фанком. И не только познакомилась, но и смогла произвести на него такое впечатление, что стала звездой его следующих «горных» фильмов. До этого Лени проявляла себя как спортсменка и танцовщица. Почувствовав, что в кино она найдет себя, Лени решительно разорвала помолвку с известным теннисистом. Теперь она окружила себя мужчинами из мира кино.

Привычка к занятиям спортом только помогла Рифеншталь в выбранном ею деле. Для исполнения ролей в картинах о романтике гор ей пришлось овладеть искусством катания на горных лыжах. Но это ей далось легко - как и все, за что она бралась.

Тем временем нацизм в Германии набирал силу. Но это пока никак не касалось Лени и ее искусства...

Донос как ступенька карьеры

Ее новым мужчиной стал кинооператор. А вместе с венгерским писателем и киноведом Белой Балажем она написала сценарий фильма «Голубой свет». В ней роль прекрасной, несчастной и непонятной людьми девушки с гор сыграла сама Лени. Картина победила на Венецианском биеннале 1932 года, где получила серебряную медаль.

В 1933 году фильм принес немалые прибыли. Бела Балаж предъявил Рифеншталь денежные претензии, заявив, что она не поделилась деньгами с ним как с соавтором сценария. И вот тут решительная Лени воспользовалась моментом. Она попросила поддержки у Юлиуса Штрайхера - редактора антисемитской газеты «Штурмовик» - в тяжбе по поводу претензий к ней «еврея Балажа» (Штрайхера в 1946 году казнили по приговору Нюрнбергского трибунала за пропаганду антисемитизма).

Примерно в то же время Рифеншталь написала письмо самому Гитлеру. Она почувствовала в себе режиссерские способности и поняла, что может снимать так, как никто этого не делал до нее. Гитлер всегда любил красивых актрис арийской внешности и с удовольствием встретился с Лени. Вскоре артистка познакомилась и с главным пропагандистом Третьего рейха Йозефом Геббельсом. Тот писал о том, что Рифеншталь - единственная из звезд, которая понимает нацистов. Сама же Лени позже говорила, что у нее с Геббельсом была взаимная антипатия. Эти слова министр пропаганды фашистской Германии в тот момент ни подтвердить, ни опровергнуть уже не мог: он покончил с собой в 1945-м.

В 1935 году вышел почти двухчасовой документальный фильм Лени Рифеншталь «Триумф воли» о съезде нацйонал-социалистической партии Германии. Талантливо отснятая картина представляла нацистов как сильных и волевых людей, сплотивших нацию во имя светлого будущего. Гитлер благоволил Лени, как мало кому другому. Для съемок ей создали особые условия. В распоряжении Рифеншталь была съемочная группа из почти двухсот человек. Съезд снимали одновременно с нескольких точек. Произведение должно было показать, как нация под руководством фюрера движется вперед. Даже в кадрах, где отсутствует фюрер, ощущается незримое присутствие его как высшего и вездесущего божества. Картина показала нацистов такими, какими они хотели видеть себя. Лени осыпали наградами и милостями, в том числе и на Венецианском кинофестивале. В тот момент фашизм еще не до конца продемонстрировал свое лицо мировому сообществу.

На вершине «Олимпии»

В 1938-м вышел новый фильм Рифеншталь - «Олимпия», снятый по заказу немецкого министерства пропаганды. Картина рассказывала о летних Олимпийских играх, которые прошли в 1936 году в Берлине. «Олимпия» прославляет культ красоты и силы человеческого тела.

В этих двух пропагандистских фильмах Рифеншталь впервые использовала такое распространенное сегодня изобретение, как рельсовый операторский кран. С точки зрения операторской и режиссерской работы картины Лени до сих пор считаются образцовыми во всем мировом киносообществе. С этим никто не решится поспорить и сегодня. Но содержание...

В 1944 году Рифеншталь вышла замуж за Петера Якоба - бывшего альпийского стрелка. Они развелись в 1947-м. Детей у супругов не было.

Когда пал нацистский режим, Рифеншталь оказалась в щекотливом положении. Ей пришлось оправдываться: мол, не распознала она вовремя демоническую натуру Гитлера... За Лени вступились некоторые представители мирового киносообщества. В итоге режиссера признали «попутчиком», а не столпом режима.

В течение долгого времени Рифеншталь не могла найти деньги на съемки новых картин. Отчаявшись, несгибаемая Лени занялась фотографией. Она снимала нубийцев - экзотическое африканское племя. Фотографии Рифеншталь украсили самые авторитетные журналы. Противники немки утверждали: фотограф не излечилась окончательно от нацистских взглядов. Чернокожих людей она изображала, противопоставляя атлетизм физической немощи.

Когда Рифеншталь было уже за 70, она придумала себе новое увлечение - подводную съемку. В последующие годы она совершила более 2 тысяч погружений. Результатом «наблюдений» стали фотоальбомы, ставшие очень популярными.

В 1990-е годы, когда память о войне потускнела, мировое сообщество как будто амнистировало Рифеншталь. На нее посыпались призы и награды. Всем теперь хотелось видеть в Лени талантливого человека и новатора в своем деле, а не пропагандиста нацизма.

В 2001 году режиссер посетила Россию, вызвав конфликт между «чистыми» эстетами - поклонниками кино как искусства и последовательными антифашистами.

99-летняя Лени держалась, как всегда, уверенно и о своем прошлом особо не распространялась, не гордилась и не каялась. Предпочитала говорить о творчестве. Такую беспроигрышную защитную позицию ей продиктовала многолетняя необходимость обороняться от критиков.

Непотопляемая Лени Рифеншталь скончалась в сентябре 2003 года в собственном доме. Рядом с ней до последней минуты присутствовал ее спутник жизни, оператор по профессии, который был младше Рифеншталь на 40 лет.

Лени нет на свете уже больше десятка лет, но споры вокруг ее личности не утихают. Это редкий случай, когда творческие заслуги признаются безоговорочно, а вот персона для многих остается неприемлемой. Воистину: талант сам выбирает, у кого появиться. И выбор иногда оказывается странен.

Ольга СОКОЛОВСКАЯ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Женщина в истории     Следущая












Интересные сайты: