Каменная геометрия

Автор: Maks Дек 3, 2017

Как, кем и для чего были созданы гигантские каменные шары, которые находят по всей Центральной Америке? Какими инструментами работали древние мастера, сумевшие придать камням правильную форму шара? С помощью каких приспособлений они перекатывали с места на место эти шары, составляя из них точные геометрические фигуры?

Однажды рабочие в Коста-Рике, расчищавшие непроходимые джунгли в дельте местной реки Дикие под банановую плантацию, неожиданно наткнулись в болоте на большие гранитные шары. Они лежали полупогруженными в мох, некоторые были занесены речным илом. Самые крупные достигали 2-3 метров в диаметре и весили около 16 тонн, а наименьшие имели всего 10 сантиметров в поперечнике. Шары были как одиночные, так и расположенные группами от трех до полусотни штук.

Технологии древних

Каменные шарыМестные исследователи решили взглянуть на находки сверху, с вертолета. Поднявшись над джунглями, они увидели под собой словно страницу из учебника по геометрии, протянувшуюся на десятки километров. Вереницы шаров складывались в гигантские треугольники, квадраты, круги. Выстраивались в прямые линии, точно ориентированные по оси «север -юг». Некоторые шары лежали на высоких холмах. Ко всему сказанному надо прибавить, что рядом с местом находки нет ни одного месторождения камня…

Позже загадочные каменные шары стали находить и в других районах Коста-Рики, а также в Мексике, Гондурасе и в районе города Лос-Аламос (штате Нью-Мексико, США). Заметим, что все эти районы отличаются активной вулканической деятельностью.

Измерения показали, что шары сделаны очень точно: отклонения от идеальной сферы составляют у самых больших всего полсантиметра. Их поверхность гладко отшлифована. Местные жители убеждены: древние индейцы владели утраченным секретом особой жидкости, которая размягчала гранит, превращала его в «глину». После этого индейцы будто бы лепили из «размягченного» камня шары любой величины, а через некоторое время камень опять затвердевал. Но археологи легендам не поверили и только руками разводили.

Поначалу они предположили, что шарами отмечены места захоронений. Однако в процессе раскопок не нашли никаких останков, оружия или украшений. Тогда появилась версия, что шары служили каким-то религиозным целям.

Боги играют в мяч

Мифы и предания индейцев рассказывают о ритуальной игре в мяч между богами. Игра упоминается в священной книге майя «Пополь-Вух», в мифе о сотворении мира. «Звездами» этой игры были близнецы-герои Хун-Ахпу и Шбаланке: они играли в мяч даже в преисподней. Дело в том, что их прародители однажды были приглашены на игру в подземный мир Шибальбу. Однако предки проиграли и были принесены в жертву. Но герои-близнецы устроили матч-реванш с владыками подземного мира, одержали над ними верх, забрали тела своих близких с площадки для игры в мяч и поместили их на небо, чтобы они стали солнцем и луной.

Очевидно, что древние индейцы воздавали каменным шарам почести, полагая, что ими играли боги. А около XV века до нашей эры у ольмеков, первой великой цивилизации Центральной Америки, из церемониальных действий родилась игра-священнодействие нагуальтлачтли («магическая игра в мяч»). Мячи для нее делались из натурального каучука, добывавшегося в джунглях. Игра олицетворяла у индейцев мифологическую битву, происшедшую в Шибальбе, а команды символизировали эту борьбу и были готовы по-настоящему принять смерть в случае поражения.

Площадка для игры (а их в Центральной Америке известно около полутора тысяч) являлась пространством, где символически сталкивались силы тьмы и света. Самая большая игровая площадка из всех созданных майя находится в Чичен-Ице. Команды состязались на игровом поле длиной 135 метров. Вдоль поля тянулись стены с каменными кольцами. Самым ловким считался тот, кому удавалось пропустить мяч через кольцо. Эта задача была настолько трудна, что ее выполнение знаменовало окончание игры.

Ацтекский вариант игры допускал контакт с мячом только посредством ягодиц и коленей. Но в других вариантах использовались биты, палки и камни. Момент, когда мяч проходил сквозь каменные кольца, символизировал проглатывание землей Солнца и приход ночи, темноты и смерти.

Попадание тяжелым каучуковым мячом в игрока могло нанести ему увечья или даже убить. На двух плитах с игровой площадки в местечке Эль-Апарисио (мексиканский штат Веракрус) сохранились изображения безголовых шей двух игроков. Потоки льющейся из них крови превращаются в семь змей, символизирующих плодородие и регенеративные свойства крови. В Чичен-Ице в специальных зонах за игровой площадкой располагались цомпантли — помосты с вертикальными столбами, на которые нанизывались головы принесенных в жертву игроков.

Вырезание сердца у членов проигравшей команды было еще одним жестоким церемониальным событием в игре. Полагают, что перед смертью жертвам давали галлюциногенные вещества. Возможно, их принимали также перед игрой, как своего рода допинг, обеспечивавший «непостижимую связь со сверхъестественными силами». Таким образом, игроки могли испытать чувство «парения или полета» и совершать сверхтрудные маневры. На многих предметах, связанных с игрой, встречаются изображения поганок, вырабатывающих мощные психотропные вещества. На фресках майя можно найти изображения ядовитых водяных лилий и других галлюциногенных растений, например дурмана и вьюнка ипомеи.

Игры с мячом были одной из отличительных особенностей образа жизни населения Центральной Америки. Когда испанцы впервые увидели каучуковые мячи, эти «прыгающие, шумные» штуковины, они приняли это за проявление дьявольской магии и запретили игры. Но если люди перекидывали упругий мяч, то, согласно представлениям индейцев, боги легко подбрасывали каменные шары.

Геология идет на помощь

Существует по крайней мере три вида шаров — обсидиановые, песчаниковые и гранитные. Американский профессор Роберт Смит сформулировал теорию их происхождения. По его мнению, шары правильной формы могут возникать в природе без участия человека, естественным путем.

Во время извержения раскаленный вулканический пепел заполнял чашу долины. По мере того как пепел охлаждался до 500-700°, начинался процесс, подобный образованию льда в воде. Вокруг бесчисленных стекловидных частиц слипался плотный пепел. А поскольку давление в газе, по закону Паскаля, распространяется равномерно во все стороны, эти уплотнения приобретали форму шара. Продолжая все время увеличиваться в объеме, шары в конце концов просто исчезали, слипаясь друг с другом. Однако у дна долины охлаждение происходило гораздо быстрее, так что здесь шары отвердевали раньше, переставали расти и не слипались друг с другом. Прошли века, ветер и дождь размыли слой слипшегося пепла, и россыпи «каменных мячей» открылись солнцу.

Вышеописанный процесс объясняет появление шаров из обсидиана. Но геологи нашли объяснение и тому, как возникли шары из песчаника. Диаметром не более полуметра, они обнаружены в Бразилии и отличаются грубостью отделки: их поверхность не отшлифована. Среди них встречаются шары неправильной формы и «сиамские близнецы» — шары, сросшиеся боками.

Когда-то в некоторых областях залегания пористого песчаника возникли соленые озера. В поры медленно просачивалась перенасыщенная минеральными солями вода. Наталкиваясь на рассеянные в толще песчаника обломки минерала кальцита, этот крепкий раствор начинал кристаллизоваться вокруг них, склеивая песчинки в прочную массу. Кристаллизация равномерно шла во все стороны от центров — обломков кальцита. Так в глубине появлялись более плотные шары. Шло время, озеро высохло, поверхность песчаника обнажилась и стала разрушаться под действием дождей и ветров, а лежавшие в толще песчаника шары, более плотные и прочные, остались. Шары-двойники возникали в случае, когда обломки кальцита лежали слишком близко друг к другу. Тогда растущие шары сталкивались и срастались.

Вроде все ясно. Но как объяснить появление гранитных шаров? Ведь ни вулканическая теория, ни тем более «осадочная» к ним не применимы. Каким образом люди, вооруженные лишь каменными инструментами, смогли идеально отшлифовать твердый гигантский гранитный шар? Археолог Дорис Стоун заканчивает свой отчет об исследовании шаров такими словами: «Мы должны отнести совершенные сферы Коста-Рики к непостижимым мегалитическим загадкам».

Ирина СТРЕКАЛОВА

,   Рубрика: Невероятные артефакты




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
18 + 18 =


SQL запросов:59. Время генерации:0,694 сек. Потребление памяти:31.58 mb