Кармашек для дона

Автор: Maks Ноя 23, 2018

Этот нелепо-эпатажный аксессуар появился в эпоху позднего Средневековья. И вот сегодня, глядя на картины Тициана или Брейгеля, мы гадаем, что перед нами: пикантная ошибка художника, странный намёк или фривольная шутка?

Порою мы удивительно легкомысленно относимся к моде, не пытаясь разглядеть истоки тех или иных тенденций. А ведь если вникнуть и разобраться, привычный галстук может оказаться масонским символом покорности — удавкой, добровольно надеваемой на шею, широкополая шляпа мушкетёра — защитой от выливаемых сверху нечистот, а венецианская карнавальная маска с птичьим клювом — респиратором чумного доктора.

На страже морали

Так уж сложилось, что в XV веке модный костюм мужчины-европейца состоял из дублета или туники, доходивших до середины бедра, и брюк (шоссов), представлявших из себя два раздельных шерстяных или льняных чулка, крепившихся к дублету. Без всяких сомнений, подобная экипировка не стесняла хозяина ни в свободе движений, ни в свободе справлять нужду. И всё бы ничего, но шалунья мода не любит стоять на месте. Следуя её течению, дублеты начали становиться все короче, и по мере их укорачивания кое-какие нескромные части джентльменов все чаще стали попадать на публичное обозрение.

Неудивительно, что в Европе, жившей под знаком святой инквизиции, подобные вольности одобрялись далеко не всеми. В 1429 году Бернардин Сиенский, впоследствии канонизированный, публично осудил родителей, одевающих своих сыновей в «дублет, который доходит лишь до пупа». Волна негодования и гневных проповедей росла, и в 1463 году, в Англии, парламент Эдуарда IV обязал мужчин прикрывать «свои сокровенные члены и зады».

Насчёт пятой точки средневековые мужчины особо заморачиваться не стали, а вот мужское достоинство прикрыть согласились. В итоге на свет появилась накладная деталь из треугольного кусочка ткани, именовавшегося braye. Нижний угол куска присоединялся к штанам, остальные углы крепились шнурками к дублету. Так на свет впервые явился гульфик, что в переводе с голландского буквально означает «кармашек».

Укромность интимных мест была соблюдена, модники остались со своими коротенькими дублетами. Казалось бы, всем можно успокоиться, да не тут-то было…

Банты и каменья

ГульфикОтцы церкви даже предположить не могли, какую они открывают шкатулку Пандоры. Подобно тому, как тату-зависимые раз за разом возвращаются в салон, набивая все новые и новые татуировки, гульфико-зависимые истово взялись за улучшение дизайна своих «кармашков». К началу XVI века гульфик из чисто функциональной детали превратился в деталь декоративную и местами даже, можно сказать, сакрально-фетишистскую. Вместо того, чтобы сделать гульфик максимально неприметным, его начали старательно выпячивать: шить из ярких дорогих тканей, снабжать для увеличения размера набивкой, украшать бантами и лентами, а кто побогаче — золотым шитьём и жемчужным бисером.

Король Англии Генрих VIII оказался таким страстным фанатом гульфиков, что имел их великое множество — разных форм, фасонов и размеров. Помазанник Божий надевал то стёганый гульфик, то гульфик, усыпанный драгоценными камнями, то гульфик с декоративной прорезью. Про него язвительно говорили, что «сперва в комнате появляется гульфик, а потом его величество». Портреты Генриха в изобилии дошли до наших дней, и почти везде мы можем лицезреть в комплекте с монархом выпирающий из платья богатый гульфик.

Не отставали от сюзерена и подчинённые. Соревнуясь друг с другом, модники заказывали мастерам огромные гульфики в форме эрегированных органов. Учитывая то, что пространство внутри этих «кармашков» было практически свободно, многие приспосабливались таскать в них всякую всячину, от носовых платков до кошельков с золотом. Вот как описывает гульфик своего героя ироничный Рабле: «На гульфик пошло шестнадцать с четвертью локтей той же шерстяной материи, и сшит он был в виде задранной вверх дуги, изящно скрепленной двумя красивыми золотыми пряжками с эмалевыми крючками, в каждый из которых был вставлен изумруд величиною с апельсин». Демонстрация маскулинности приобретала откровенно карикатурные формы. Дошло до того, что носить «кармашек» предписывалось даже детям. Мода разрасталась, постепенно захватывая всю Европу, и это в эпоху, когда верхом благочестия считалась тонзура, а всякая чувственность — преступлением. Представьте изумление папы римского при виде посланников французской короны, щеголяющих футлярами для того, что и называть-то вслух было грешно. Церковь негодовала, но поделать ничего не могла.

Удар ниже пояса

Нельзя не отметить, что была-таки сфера жизни, где гульфик играл по-настоящему полезную и даже незаменимую роль — военное дело. Именно в бою было абсолютно необходимо прикрыть своё мужское достоинство от удара вражеского меча. Сначала рыцарский гульфик представлял собой кольчужный мешочек, потом, шагая в ногу с модой гражданской, он начал меняться. Конечно, защитный гульфик не украшали бантами или жемчугом, зато со временем его начали выковывать из цельного куска металла. Называлось сие произведение «Schamkapsel», что в переводе с немецкого означает «срамная капсула». Ещё немного позднее «срамная капсула» превратилась в целый колпак из металла, который соединялся с латной юбкой клёпками или цветными лентами. Называли эту железную конструкцию попросту «гульфик», или же «латц». Особо падкие до эпатажа рыцари украшали свой «латц» чеканными узорами и даже различными изображениями, вроде мужской физиономии с нагло закрученными усами. Неизвестно, для чего делались подобные изображения: для дезориентации противника, для привлечения интереса светских дам или из собственных эстетических запросов.

Металлический гульфик просуществовал всего 50 лет, но за это время успел вволю повоевать на полях Европы. Он даже умудрился побывать в Америке, наряду с лошадьми и мушкетами вселяя суеверный ужас в сердца индейцев, считавших размеры причинного места верным признаком богоподобности. К XVII веку латный гульфик начал сдавать позиции и исчез, как, впрочем, и его гражданский собрат.

Взгляд с высоты

Сегодня нам остаётся только гадать, для чего явился на свет столь странный предмет мужского костюма. Было ли это необъяснимым взбрыком моды, когда что сладко, то и вкусно, что красно, то и красиво? Быть может, гульфик был приапически-гротескным выражением самой сути времени, когда мужское начало безраздельно доминировало, а демонстрация мужской силы в любых формах была единственным пропуском на вершину общества? А быть может, карикатурно раздутый, украшенный бантами и золотом футляр для мужского достоинства на самом деле был полуосознанным протестом светского общества против жёсткого диктата церковной власти?

Быстрое исчезновение гульфика со сцены тоже окутано тайной. Кто-то считает, что гульфик был вытеснен так называемым стручковым дублетом. Кто-то говорит о женской иронии, похоронившей гульфик после того, как несоответствие его размеров и содержания стало уже вопиющим. Кто-то рассуждает о большом развороте европейской моды, начавшей продвигать образ женоподобного мужчины. Кто-то думает, что общество просто наигралось.

Сегодняшний гульфик — это плоская и неприметная застёжка штанов, на пуговицах или молнии. Уже никто не опознал бы в нём средневекового франта, украшенного лентами и драгоценными камнями. В наши дни сходство с древним прародителем сохранила, пожалуй, лишь боевая версия гульфика. Её называют ракушкой и носят как защиту большинство представителей контактных видов спорта. Хотя украшать её изображением физиономии с завитыми усами теперь не придёт в голову ни одному рыцарю октагона или ледовой коробки.

Эдуард ШАТРОВ

, , ,   Рубрика: Люди и вещи





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:66. Время генерации:0,644 сек. Потребление памяти:38.8 mb