История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Бросок «кобры»

История знает немало случаев, когда тщательно спланированная военная операция срывалась по причине вмешательства природной стихии. Так вышло и с военно-морскими силами США в 1944 году.

В конце 1944 года американцы планировали осуществить высадку десанта на Филиппины, чтобы освободить острова от японских оккупантов. Но с первой попытки эта акция не удалась. К 14 декабря на просторах Тихого океана под командованием адмирала Уильяма Хэлси собрались корабли 3-го флота ВМФ США. Армада была грандиозной - несколько десятков военных судов, от линкоров и авианосцев до крейсеров, эскадренных миноносцев и танкеров. А за день до этого к востоку от филиппинского острова Лусон зародился циклон «Кобра», который за считанные часы превратился в тайфун со скоростью ветра более 200 км/ч.

Удар волны

Авианосец «Коупенс»

Конечно же, метеослужба базы в Пёрл-Харборе дала штормовое предупреждение, но к нему на кораблях не прислушались, посчитав, что грозные корабли с огромным водоизмещением - не малотоннажные торговые суда. Корабли уже были готовы двинуться к цели, когда западную часть флота накрыл тайфун. К сожалению, командованием был допущена роковая ошибка: ни при каких условиях кораблям не разрешалось менять курс и маневрировать - только по приказу с флагмана. И это решение стало роковым.

Первой жертвой стихии оказался эскадренный миноносец «Спенс». Не залив полные танки горючим в порту, теперь он был вынужден принять топливо с танкера, следующего под прикрытием крейсеров в составе основной ударной группы. Но для этого ему, находившемуся в дальнем боевом охранении, было необходимо пройти около 50 миль.

Путь к заправщику лежал через территорию, где бушевал тайфун, который, правда, уже снизил мощность ветра в два раза. Пытаясь сманеврировать для швартовки, командир корабля дал команду «лево руля» и подставил борт под удары двадцатиметровых волн. То, что шлюпки, спасательные плоты и другой незакрепленный корабельный инвентарь оказались смыты за борт, было еще полбеды. Огромная масса воды, проникнув через раструбы наружных выходов вентиляторов, спровоцировала короткое замыкание. В результате была обесточена система управления, а руль заклинило в левостороннем положении. В результате корабль встал перпендикулярно волнам. С этого момента его участь была решена. Невозможность восстановить остойчивость под непрерывными ударами волн привела ко все больше увеличивающемуся крену. В 11:10 корабль, опрокинувшись, пошел ко дну, унеся в пучину 317 членов экипажа. Спастись удалось только 23 морякам.

Эсминцы на заклание

Следующей жертвой «Кобры» стал эскадренный миноносец «Халл». Командир получил сигнал об опасности всего за два часа до того, как корабль вошел в зону действия тайфуна. И сразу оказался всего в десяти километрах от его центра. Постоянный ветер, дующий со скоростью 56 м/с, развернул эсминец подветренным бортом к волнам, которые, не давая выпрямиться, завалили его с креном в 70°. Вода, хлынувшая через дымовые трубы внутрь корпуса, увеличила крен, и корабль пошел ко дну. На этот раз добычей океана стали 202 моряка. Шанс на спасение был дарован только 62 членам команды.

Теперь на очереди был следующий эскадренный миноносец - «Монаган». Прошло всего полчаса после гибели его собратьев, и он оказался в зоне «глаза тайфуна». Проникновение воды во внутренние помещения эсминца привело к выводу из строя системы рулевого управления и крену. Корабль можно было бы выровнять, перекачав топливо из заполненных верхних танков в пустые нижние. Однако почему-то это сделано не было. В результате корабль перевернулся вверх килем и стремительно ушел на дно. Из 262 членов экипажа спастись удалось только шестерым.

Естественно, что ни о каком десанте речи уже не шло. Кроме трех погибших кораблей еще девять получили серьезные повреждения и были вынуждены отправиться в доки на ремонт. Проведенный анализ показал, что американские эсминцы были не готовы к плаванию в экстремальных погодных условиях. В условиях военного времени они строились в спешке, с нарушением технологических норм. Кроме того, экстренно собранный экипаж не был обучен борьбе за живучесть корабля. После того как эсминцы дали крен, большая часть экипажа покинула свои боевые посты.

Командование ВМФ США учло роковую ошибку, и в 1945 году на острове Гуам была построена станция по отслеживанию циклонов.

Сергей УРАНОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Катастрофы     Следущая












Интересные сайты: