История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Неукротимое пламя

Одним из знаковых событий научно-технического прогресса второй половины XIX века стал запуск линии метро в Лондоне в 1863 году. Тогда никто еще не знал, что метро может быть и объектом повышенной опасности...

Открытие метро жители британской столицы встретили с восторгом. Теперь до места назначения можно было добраться с минимальными затратами времени и всего за несколько пенсов. На грохот состава и копоть, вырывающуюся из трубы паровоза, мало кто обращал внимание, надеясь, что инженеры вскоре устранят и этот дискомфорт.

Подарок к выставке

Так оно и случилось - правда, спустя лет тридцать, когда стало понятно, как использовать электричество. Вот тогда-то и началось строительство железных дорог по туннелям неглубокого залегания в Нью-Йорке и Будапеште, получивших название «метрополитен», что в переводе с греческого означает «столичный», или «городской». Чадящие дизели заменили на экологически чистые локомотивы с электрическим двигателем, питающиеся током от контактного провода, проложенного параллельно одному из рельсов. Французы тоже решили не отставать и к 1900 году построили в Париже несколько десятков километров линий подземки в канун открытия Всемирной выставки. И надо сказать, что для горожан и туристов метро стало не только средством передвижения, но и местом отдыха. Такую возможность предоставляли подземные рестораны. Американская фирма «Отис элевейтор компани», занимавшаяся прокладкой туннелей и строительством станций, с учетом нью-йоркского опыта создала настоящие подземные дворцы. Главный архитектор проекта Эктор Гимар не стал копировать станции по английскому образцу, предложив заменить вестибюли стандартной прямоугольной конструкции на оригинальные, с колоннами и арками. А стены перронов, скрывающие в британской подземке свою убогость под рекламой, облицевал разноцветным гранитом и мрамором. Поскольку при строительстве не использовались никакие легковоспламеняющиеся материалы, то метро с точки зрения эксплуатации было вполне безопасным транспортом. Если, конечно, не прогуливаться по контактному проводу с высоким напряжением. Но, как показали дальнейшие события, это было заблуждением.

«Париж - это угар, но этим надо дышать!»

Пожар в парижском метрополитене

Вот таким противоречивым откровением в свое время делилась с подругами стюардесса Тамара, героиня первого в СССР фильма-катастрофы «Экипаж». Она, конечно, не подозревала о страшной катастрофе, разразившейся 10 августа 1903 года в парижском метро.

В тот день у одного из вагонов на станции «Плас де Насьон» обнаружилась неисправность. Ситуация для транспортников была обычной, поэтому в соответствии с инструкцией после окончания движения вагон следовало отбуксировать в депо. А пока, отцепив от поезда, перегнать на запасную ветку. Но по пути между станциями «Менильмонтан» и «Курон», судя по всему, по причине короткого замыкания, загорелась внутренняя проводка. Потом пламя перекинулось на весь вагон. К сожалению, потушить пожар подручными средствами не удалось. Клубы черного дыма стали заполнять туннель. И именно он стал причиной следующей аварии. В те времена отсутствовала связь с диспетчерским пунктом, а сигналы светофоров были скрыты пеленой, поэтому машинист следующего по тому же пути поезда слишком поздно оценил опасность. Состав врезался в горящий вагон, причем удар был такой силы, что некоторых пассажиров буквально выбросило на полотно. Возникла паника, поскольку никто не знал, в какую сторону надо бежать. Обезумевшие люди бросились кто куда, попадая в тупиковые ответвления.

О чрезвычайной ситуации сообщили в пожарную часть, но определить место катастрофы удалось только на следующий день - 11 августа. Пробраться к нему по туннелю оказалось невозможно, поэтому пришлось взорвать землю над местом трагедии, и только тогда в образовавшуюся воронку стали спускаться спасатели. Но, увы, помогать уже было некому - трупы несчастных, у которых на лицах были носовые платки, бесполезные при такой концентрации угарного газа, выносили два дня. К сожалению, в числе жертв оказались и некоторые пассажиры, находившиеся на платформе станции «Курон»: станционное начальство, оповещенное о катастрофе, попыталось организовать эвакуацию, однако многие пассажиры стали требовать компенсацию за сорванную поездку. В это время весь метрополитен был обесточен, погас свет, и люди, осознав опасность, бросились искать спасительный выход. А тем временем станция стремительно наполнялась черным едким дымом...

По некоторым данным, эта трагедия унесла жизни от 100 до 150 человек. Такой разброс в количестве человеческих жертв объясняется тем, что люди, наглотавшиеся ядовитого дыма, умирали и спустя месяц после катастрофы. После усиления мер безопасности в парижском метро впоследствии произошло всего лишь две аварии: столкновение поездов на станции «Порт де Версаль» в апреле 1930 года, а спустя 51 год - на станции «Насьон». В первом случае оказалось всего 2 жертвы, а во втором погиб только машинист.

Леонид ЛУЖКОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Катастрофы     Следущая










Сообщество в G+