История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Один на один с океаном

В годы Второй мировой войны потопление военных кораблей и торговых судов как катастрофа уже не воспринималось и относилось к разряду боевых потерь.

Гибель британского парохода «Бен Ломонд», следовавшего из Кейптауна в бразильский Нитерой, случилась в результате торпедирования его немецкой субмариной 23 ноября 1942 года.

Плот на воде

Пун в океане

Трагедия произошла на третий день пути. После взрыва паровых котлов пароход очень быстро ушел под воду. Все произошло настолько стремительно, что шлюпки спустить не успели, и спастись из 55 моряков удалось только пятерым, успевшим забраться на спасательный деревянный плот. Их спустя примерно 5 дней после катастрофы подобрало американское судно. В числе погибших числился и младший стюард - китаец Пун Лим. Однако судьба оказалась к нему благосклонной: успевшего надеть спасательный жилет моряка при взрыве котлов сбросило в море. Помня, что при погружении тонущего судна образуется гигантский водоворот, Пун (кстати, отличный пловец) изо всех сил постарался покинуть опасную зону. И тут его взору предстал спасательный плот, на котором, увы, не было людей. С трудом забравшись на него, стюард решил, что жизнь его вне опасности. Действительно, на борту плота был рассчитанный на 25 человек аварийный запас пищи в виде консервов, шоколада и галет, а также стальные баки с пресной водой. Имевший непосредственное отношение к кухонному делу, Пун мысленно разбил провиант на суточные нормы, рассчитывая пайки с учетом их потребления за месяц. Расчет, на первый взгляд, был правильным - за это время его непременно подобрало бы какое-нибудь судно.

Но это было ошибкой, поскольку плот успело отнести в сторону от судоходной трассы. А пока Пун вглядывался в океанские просторы и вел календарь - царапал на бревне вытащенным гвоздем крестики и черточки, отмечая дни и ночи своего путешествия. Для того чтобы поддержать физический тонус и как-то спастись от жары, он погружался в воду, привязав себя линем к скобе. Правда, во время одного из таких купаний Пун чуть не стал жертвой нападения акулы, и только сноровка позволила ему избежать пасти хищника. Шли дни. На бревне уже было 50 черточек и крестиков, а горизонт продолжал оставаться пустым. Но мореплаватель духа не терял. В числе снаряжения на борту был бесполезный по причине окислившихся батарей электрический фонарик, из прижимной пружины которого он сделал рыболовные крючки, леску заменил расплетенный линь, а на наживку пошли остатки консервированной ветчины. И - удача! На следующий день попалась огромная макрель, часть которой Пун, разделав рыбу с помощью крышки от консервов, съел сырой, заменяя воду соком, а часть положил вялиться на солнце.

Сильный духом

Два раза казалось, что спасение близко, но ни летчики американского бомбардировщика Б-29, пролетевшего над акваторией, ни вахтенный прошедшего вдали парохода не заметили плот с человеком. Однако терять присутствие духа Пун не собирался - надежду вселили появившиеся чайки, которые, как известно, очень далеко от суши не улетают. И вот ими-то моряк и решил разнообразить свой рыбный рацион. Во время купаний он обратил внимание, что днище плота обросло водорослями. Содрав несколько пучков, Пун сделал из них подобие гнезда, положил в него кусочки вяленой рыбы, а сам притаился без движения рядом с ловушкой. Расчет оправдался, и уже через десять минут исцарапанный, но довольный охотник ощипывал тушку чайки. Часть мяса он съел сырым, запивая птичьей кровью, а другую часть вновь положил вялиться на солнце.

Однако «мореплаватель поневоле» на этом не остановился. Теперь в его планах было поймать акулу. Для этой операции Пун сначала сделал нож из гвоздя, расплющив его до лезвия с помощью стального бака из-под питьевой воды. Потом выковырял им еще один гвоздь большего размера, превратив его в рыболовный крючок, а в качестве наживки послужила пойманная с помощью водорослевой ловушки чайка. Потомственный китайский рыбак знал, что кожа рыбы, усеянная мельчайшими зубчиками, похожа на наждачную бумагу, поэтому благоразумно обмотал руки всеми тряпками, которые имелись в наличии. А когда хищница оказался на борту, оглушил ее ударом стального баллона и вонзил ей нож в глаз. Надо сказать, что выпитая кровь не только поддержала силы Пуна, но и позволила ему приготовить деликатес в виде вяленого акульего мяса. С водой ему повезло - каждый день над плотом шли дожди, а влага, собранная тряпками, отжималась во все свободные емкости. И вот 5 апреля, спустя 133 дня после кораблекрушения, плот оказался в устье Амазонки, где бедолагу взяли на борт лодки местные рыбаки. Удивительно, но после перенесенных невзгод Пун сошел с трапа в порту Марадона без посторонней помощи. Врачи, осмотревшие его, констатировали только то, что их пациент, похудевший на 10 килограммов и не страдающий от обезвоживания, в помощи не нуждается.

Британское правительство наградило героя имперской медалью «За доблесть». На что Пун скромно сказал: «Я надеюсь, что этот рекорд никому и никогда не придется побить».

Леонид ЛУЖКОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Катастрофы     Следущая












Интересные сайты: