История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Реке на заклание

Как часто бывает, что причиной беды становится стечение обстоятельств — какая-нибудь мелочь, случайность… Но гораздо страшнее, когда к трагедии приводят равнодушие и преступная халатность тех специалистов, от которых напрямую зависят жизни людей.

Воскресным утром 9 июля 1933 года на пристани в Ярославле яблоку негде было упасть. Толпа людей ожидала погрузки на корабль. Большинство пассажиров были учащимися учкомбината Северной железной дороги и фабрично-заводского училища Ярославского паровозоремонтного завода или работниками службы эксплуатации станций. Им предстояло в этот день сочетать приятное с полезным — и свежим воздухом подышать, и прополоть траву на полях подсобных хозяйств.

Последний рейс «Четвёртого»

Выписка Верховного суда по делу капитана Андреева

Около 9 часов утра на пристань прибыл капитан баркаса «Четвёртый» по фамилии Андреев. Но не для того, чтобы встать у штурвала. Он планировал провести этот день в кругу семьи. Посмотрев на собравшуюся толпу, капитан дал отмашку старшему помощнику Курапову: объявляй посадку. К сожалению, ни того, ни другого «речного волка» не смутило то, что число желающих попасть на борт значительно превышало реально допустимое количество пассажиров — 118 человек. Но в первый раз что ли? Плавали — знаем! Впоследствии на суде капитан говорил, что вышестоящее начальство требовало от него во что бы то ни стало выполнять план по перевозкам. А расписание было составлено так, что следующий рейс из Ярославля должен был состояться только во второй половине дня, когда желающих было, что называется, кот наплакал. Вот так баркас и отошёл от пристани, имея на борту около 300 пассажиров.

Не успел «Четвёртый» отойти и 100 метров от берега, как небольшой крен резко увеличился. Причиной тому стал проходивший мимо огромный пароход «Ванцетти». Пассажиры баркаса столпились на левом борту, чтобы поближе рассмотреть чудо техники. Волны, поднятые колёсами-движителями гиганта, в мгновение ока ворвались в открытые иллюминаторы баркаса, и он стал переворачиваться. Увы, до берега удалось добраться не всем. Число погибших, по официальным данным, составило 98 человек.

Несмотря на то, что о трагедии знал весь город, единственная местная газета «Северный рабочий» сообщила о ней только 18 июля. А заседание выездной сессии Верховного суда РСФСР проходило в закрытом режиме в здании Ярославского драматического театра. По приговору служителей Фемиды, за «преступное невыполнение основных правил посадки пассажиров на судно и порядка в пути следования», капитан Андреев был приговорён к расстрелу (впоследствии высшую меру заменили на 10 лет лагерей). Такой же срок получил и старший помощник Курапов. Осуждены были начальник пристани, ответственный за погрузку учащихся и капитан парохода «Ванцетти», проследовавшего мимо места катастрофы своим курсом, не оказав никакой помощи терпящим бедствие.

Роковой обед

Прошло меньше года, и на берегах Волги разыгралась новая трагедия. Ещё в 1930 году строительная организация «Стальмост» приступила к строительству моста в Саратове вместо паромной переправы. Вот только подрядчик оказался нерадивым, и его руководство за срыв сроков строительства в августе 1933 года было заменено. Теперь о первоначально установленном сроке пуска объекта, намеченном на февраль 1934 года, и говорить не приходилось. Тем не менее новое начальство и партийные органы сделали всё возможное, чтобы наверстать упущенное время. Вплоть до того, что организовали обеденный перерыв с доставкой питания для мостостроителей прямо на рабочие места. И вот во время одного из них, 13 апреля 1934 года, произошла катастрофа.

После того как трапеза началась, внезапно металлические конструкции четвёртого и пятого пролётов полетели вниз с 14-метровой высоты. А вместе с ними и облачённые в ватники и кирзовые сапоги рабочие, которые, пробив своими телами подтаявший весенний лёд и попав в воду, не имели ни малейшего шанса на спасение. По официальным данным, в результате аварии тогда погибло не менее 150 человек. Погибших похоронили на Увекском кладбище Саратова, а виновными в катастрофе, по результатам расследования, были признаны руководители завода, поставившего некачественные крепёжные детали. Мост длиной 1850 метров 17 мая 1935 года был сдан в эксплуатацию. Но все, кто принимал участие в торжественной церемонии открытия, помнили, какой страшной ценой это было достигнуто.

Константин НИКОЛАЕВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Катастрофы     Следущая












Интересные сайты: