История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС




Продажа авиабилетов дешёвых.





«Большой плевок» в океан

Крушение танкера «Эксон Вальдес» 24 марта 1989 года стало самой разрушительной для экологии катастрофой, которая когда-либо происходила на море. Этот печальный антирекорд был побит только в 2010 году аварией на буровой установке в Мексиканском заливе.

Судовые часы показывали четыре минуты после полуночи 24 марта 1989 года, когда третий помощник Грегори Казен по телефону сообщил капитану корабля «Эксон Вальдес»: «Мы терпим бедствие!» Капитан Джозеф Джефри Хэйзлвуд и сам это уже понял, ощутив мгновением раньше страшный удар и услышав треск разрывающейся стали. 300-метровый супертанкер налетел на Блайт-риф в проливе Принца Уильяма возле Аляски. В стальном днище корабля образовалось несколько огромных пробоин, некоторые из которых достигали 5 метров в длину. Никто из экипажа не погиб, но «Эксон Вальдес» вез 1 миллион 260 тысяч баррелей нефти! Восемь из пятнадцати его танков были пробиты, и нефть стремительно выливалась в море...

Череда ошибок

Крушение танкера «Эксон Вальдес»

Капитан сразу же сообщил о случившемся береговой охране города Вальдес. По закону, эта служба должна была иметь в своем распоряжении несколько судов, которые в случае аварии сразу же приступили бы к ограждению нефтяного пятна. Эти суда действительно имелись, но стояли почему-то в Сан-Франциско. За 2 тысячи миль от места катастрофы! Так что работники береговой охраны появились на борту супертанкера лишь спустя 3 часа, а спасательные работы начались только через 10 часов. К этому моменту нефтяное пятно уже распространилось на несколько тысяч километров.

Прибывшие на место катастрофы рабочие начали распылять с вертолетов диспергент. Это вещество, перемешиваясь с нефтяной пленкой, позволяет собирать ее с поверхности воды. Однако из-за штиля перемешивание происходило плохо, поэтому химический очиститель оказался малоэффективен.

Поднявшийся ветер погнал нефтяное пятно к берегу. Это создало новые проблемы. Как сказал ученый-эколог Пол Уиллард: «Выброс нефти произошел в самом худшем месте. Скалистые берега пролива Принца Уильяма изрезаны бесчисленными пещерами и бухтами, где собиралась вытекшая нефть и оставалась там многие месяцы, убивая молодь рыбы, которая плодилась на мелководье».

Более 11 тысяч жителей штата Аляска вышли на берега пролива, пытаясь спасти окружающую среду. Ими двигали лучшие побуждения, но не обошлось без ошибок. К примеру, нефть пытались «вымывать» из бухт, подавая горячую воду под высоким давлением. Нефть смыли, но погубили бактериальную популяцию береговой линии, к примеру, планктон, который был основной пищей морской фауны.

Кто виноват?

В море вылилось около 10,8 миллиона галлонов нефти (40,9 миллиона литров). Нефтяное пятно достигло размера в 28 тысяч квадратных километров. Около 2 тысяч километров береговой линии было загрязнено нефтью. Погибли 250 тысяч морских птиц, в том числе 247 редчайших белоголовых орланов. Также жертвами стали как минимум 2800 каланов, приблизительно 12 речных бобров, 300 тюленей и 22 косатки. Были уничтожены миллионы мидий, морских ежей и других обитателей морских глубин. А также миллиарды лососевых и сельдяных икринок.

Виновным в катастрофе, которую жители Аляски прозвали «большим плевком», был объявлен капитан корабля. Перед рейсом он выпил не менее 4 кружек пива. Хотя его на мостике в момент аварии не было, так что дело не только в алкоголе. Ни капитан, ни его помощники не отдохнули после предыдущей вахты положенные б часов. Возможно, именно поэтому третий помощник не смог правильно произвести маневр при проходе судна мимо рифа. Не высыпался экипаж, разумеется, не по своей воле, а потому, что за последние годы его численность сильно сократили. Людям приходилось работать за двоих.

Впрочем, дело не только, в пресловутом человеческом факторе. Радар на борту супертанкера, который мог бы предупредить об опасной близости рифа, не работал. Он сломался за год до катастрофы. И в компании Exxon Shipping Company, которой принадлежало судно, об этом прекрасно знали. Но чинить его не стали, решив, что это слишком дорого. За эту скупость компания жестоко поплатилась - ей пришлось потратить миллионы долларов на ликвидацию последствий аварии и судебные выплаты за ущерб. Однако даже эта сумма не покрыла всего того вреда, который был нанесен природе Аляски.

Марина ВИКТОРОВА



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Катастрофы     Следущая












Интересные сайты: