История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Трагедия танкера «Туапсе»

Когда в 1958 году актёру Вячеславу Тихонову поступило предложение сняться в фильме «Ч.П. — Чрезвычайное происшествие», он сразу дал согласие. Ещё до чтения сценария Тихонову сказали, что фильм будет о подвиге экипажа танкера «Туапсе», захваченного чанкайшистами в 1954 году.

Советский кинофильм «Ч.П. — Чрезвычайное происшествие» стал лидером проката 1959 года, а исполнители главных ролей получили награды. Вот только тогда мало кто знал, что точка в судьбе моряков танкера «Туапсе», который в 1954 году был захвачен тайваньскими террористами, так и не была поставлена. Их история завершилась только спустя много лет, уже после развала СССР.

Абордаж под прикрытием

В начале 1950-х годов политическая ситуация вокруг Китая была непростой. США и их союзники отказывались признавать режим Мао Цзэдуна. Зато признавали островное государство Тайвань, именуемое Китайской Республикой, с диктатором Чан Кайши во главе. При поддержке американцев Чан Кайши с 1949 года пытался установить морскую блокаду КНР. В октябре 1953-го тайваньским флотом был захвачен польский танкер Praca, а в мае 1954-го — польское грузовое судно Prezydent Gottwald. Разумеется, в СССР слышали об этом, но считали, что карликовое государство не рискнёт связываться с супердержавой.

Советский танкер «Туапсе» был построен в 1953 году в Дании и после приписки к порту Одессы успел совершить лишь два рейса в Антарктиду. В мае 1954 года танкер готовился к отправке в Шанхай с грузом осветительного керосина Т-10. Из-за предыдущего тяжёлого перехода более половины команды было заменено другими моряками, прежним остался лишь комсостав. Загрузившись 24 мая 1954 года в порту Констанца, «Туапсе» под командованием капитана В.А. Калинина вышел из порта Одессы и взял курс на Босфор.

23 июня 1954 года, когда «Туапсе» следовал своим курсом по водам Южно-Китайского моря, в 125 милях от острова Тайвань дозорный увидел силуэты военных кораблей. Один был ближе, и два — поодаль.

Световыми сигналами военные потребовали от танкера остановки хода и прибытия капитана с документами на их борт. Но останавливать танкер Калинин не спешил. Тогда с военного борта последовал предупредительный залп, и «Туапсе» пришлось остановиться. Опасаясь провокаций, Калинин отправил вместо себя старпома и двух матросов. Вскоре к танкеру устремились несколько ботов с вооружёнными людьми.

Противостоять абордажу Калинин не решился. Нападавшие (экипаж успел опознать в них китайцев) заперли моряков во внутренних помещениях. Тех, кто пытался сопротивляться, избили. Радист успел передать в эфир следующее сообщение: «Идёт захват танкера». Но когда на сигнал откликнулся порт Владивостока, ответить было уже некому: радиста вытащили из рубки, а радиостанцию повредили.

Спустив флаг СССР и сбив советский герб, захватчики нарушили все мыслимые и немыслимые нормы. Впрочем, терять им было нечего — дипломатических отношений СССР и Тайвань не имели. К тому же неподалёку стояли два эсминца США, придававшие им дополнительную уверенность в себе.

Советские моряки до последнего верили, что это недоразумение и вскоре китайцы отпустят танкер. Вместо этого корабль отвели в тайваньский порт Гаосюн. Уже там захватчики выкачали весь керосин, а команду, разделив на три группы, увезли в разные районы города.

Без связи с Родиной

Радиограмму «Туапсе» из Владивостокского порта сразу переправили в Москву. Там понимали, что воды Южно-Китайского моря контролируются флотом США. Поэтому уже на следующий день замминистра иностранных дел СССР Валериан Зорин пригласил посла США в Москве Чарльза Боулена и вручил ему ноту протеста. В документе говорилось: «Советское правительство считает необходимым заявить Правительству США, что 23 июня 1954 года в 04:00 по местному времени советский танкер «Туапсе» Черноморского морского пароходства, следовавший с грузом осветительного керосина, в открытом море южнее острова Тайвань, был остановлен военным судном типа «миноносец»… После получения сообщения от капитана танкера о нападении корабля типа «миноносец» радиосвязь была прервана. Дальнейшая судьба советского судна не известна».

Вашингтон давал формальные и уклончивые ответы: дескать, мы тут ни при чём. Но спустя три месяца после инцидента в материковый Китай сбежали два офицера секретной службы ВМФ Тайваня — Юй То-фань и Цуй Чан-линь. Один из них на допросе рассказал, что «Туапсе» захватили по прямому указанию и при поддержке военного командования США на Тайване.

Захват танкера осуществлял гоминдановский военный корабль «Даньян». При этом «Туапсе» ещё в проливе Ваши попал «под колпак» американских эсминцев, которые вели его и передавали координаты на «Даньян». Получив такие данные, Мао поделился ими с Москвой.

Пока дипломаты отстаивали престиж страны, моряки с «Туапсе» оказались вне юридического поля. На Тайване не было ни посольства, ни торгпредства СССР. Москва обратилась к Франции и шведскому Красному Кресту с просьбой посодействовать освобождению пленников.

Но миссия посредников не могла дать мгновенных результатов, а моряки меж тем подверглись мощнейшей обработке.

Заложники холодной войны

Бывший танкер «Туапсе»

Группу, в которой оказались капитан Калинин, парторг судна и старпом, почти не трогали. Американцы понимали, что эти «упёртые» не могут быть им помощниками. Расчёт был сделан на морально неустойчивых и молодых моряков. Почти все они допрашивались офицером ЦРУ, бывшим переводчиком генералов Эйзенхауэра и Паттона, потомком белоэмигрантов Александром Соколовым. Играя роль «доброго полицейского», Соколов предлагал пленникам гражданство США, свободу и помощь в обустройстве.

Иная роль была у чанкайшистов. Китайцы допрашивали моряков грубо, кричали, били. Иногда сутками не давали еды, воды и возможности поспать. Другим вставляли между пальцев четырёхгранные палочки «квайцы», сажали в яму, мочились на головы и подвергали иным истязаниям. Матрос Н. Воронов попытался осуществить побег. Его схватили, избили и имитировали расстрел. Часто после таких китайских «забав» являлся Соколов и переспрашивал: «Не передумали?». В итоге 20 человек из 49 «отказались» возвращаться в СССР.

Только через 3 года, 30 июля 1955 года, благодаря французскому посредничеству, 29 членов экипажа «Туапсе» прибыли в СССР. В аэропорту Внуково сотни людей встречали их как героев. Никто ещё не знал, что они пережили в плену. Впрочем, и вчерашние пленники не знали, что Родина подвергнет их новому испытанию.

Из тех, кто остался на Тайване, девять моряков были доставлены в США. В 1955 году двое из них выступили на радио, сообщив, что с ними обращались хорошо, а сообщения о пытках — большевистская пропаганда. Однако в 1956 году пятеро из них, в том числе и выступавшие по радио, явились в посольство СССР в Вашингтоне и попросились обратно. Просьбу уважили. Вот только в СССР один из «рупоров свободы» получил 10 лет заключения, из которых отбыл 7.

Четверо моряков, оставшихся в США, были заочно приговорены советским судом к расстрелу как изменники Родины. В 1969 году один из них по фамилии Иваньков-Николов был передан представителям посольства СССР. Но, ввиду психического заболевания, был признан неподсудным и провёл следующие 20 лет в больницах.

В 1957 году четыре моряка были переправлены с Тайваня в Бразилию, а оттуда — в Уругвай, где они пришли с повинной в посольство СССР. После помпезной пресс-конференции в Москве их арестовали и осудили на 15 лет. Правда, через 6 лет всех помиловали, а в 1990 году полностью реабилитировали.

Больше всего не повезло тем трём морякам, кто своей стойкостью навлёк на себя гнев тайваньцев. Вердиктом суда Китайской Республики они были приговорены к 10 годам тюрьмы. В целом они пробыли на острове 35 лет. Только в 1988 году, благодаря консулу СССР в Сингапуре, двое из них вернулись домой. А третий — матрос Всеволод Лопатюк — вернулся лишь в 1993 году. Его жене позвонили сами китайцы и сказали: «Ваш муж жив. Мы везём его домой. Вы примете его такого?». Оказалось, что когда-то юный моряк разбит инсультом. Но жена приняла его.

Некоторые члены экипажа «Туапсе» не пережили лишений. Ж. Димов покончил с собой, А. Ковалёв и М.М. Калмазан умерли на Тайване. Что же касается самого танкера, то он был включён в состав ВМС Тайваня под названием «Куайцзи». Позднее он был выведен из состава ВМС, но приписку к порту Гаосюн сохранил.

Лев КАПЛИН





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Катастрофы     Следущая