История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Роковой груз «Лузитании»

Минул век со дня одной из крупнейших и загадочных морских катастроф: 7 мая 1915 года погибла «Лузитания» — краса и гордость британской пароходной компании «Кунард Лайн». Она унесла на дно жизни 1198 человек.

Вступивший в строй в 1907 году огромный (водоизмещение 44000 тонн) лайнер «Лузитания» был одним из самых больших пассажирских пароходов начала 20-го века. Новейшие паровые турбины позволяли развивать скорость 25 узлов (около 47 километров в час). Лайнер имел двойное днище и надёжные водонепроницаемые переборки и считался непотопляемым. Благодаря роскоши внутреннего убранства и комфорту его по праву можно было назвать плавающим дворцом. К услугам пассажиров были детская комната, лазарет, помещения для домашних животных, лифты, телефоны. Красивые кресла, диваны и зимние сады создавали уютную, домашнюю атмосферу. Каюты разделялись на три класса. Едва выйдя на трансатлантическую линию, «Лузитания» стала обладателем Голубой ленты Атлантики, отобрав её у немецкого лайнера «Дойчланд». Этот приз вручался за рекорд скорости при пересечении Атлантического океана. «Лузитания» стала первым кораблём, который пересёк Атлантику по маршруту «Ливерпуль — Нью-Йорк» менее чем за 5 суток. Она преодолела этот путь за 114 часов со средней скоростью 24 узла. В 1909 году «Лузитания» обновила свой рекорд, развив скорость почти 26 узлов. В течение 8 лет судно совершило 201 трансатлантический рейс,

Последний рейс

1 мая 1915 года «Лузитания» готовилась отправиться в очередной рейс из Нью-Йорка в Ливерпуль. В это время в Европе уже 9 месяцев бушевала Первая мировая война. Зоной боевых действий стали омывающие континент моря. Особенно напряжённая обстановка сложилась в водах, окружающих Британские острова: германский флот всеми силами стремился блокировать Туманный Альбион, перерезав все морские каналы его снабжения. Ещё в феврале Германия объявила британские прибрежные воды зоной военных действий. Командиры немецких подводных лодок получили приказ уничтожать в её пределах все торговые суда неприятеля.

Тем не менее ранним утром 1 мая помощник капитана «Лузитании» традиционно встречал пассажиров у трапа. В это время к нему подошли репортёры и показали утренний выпуск «Нью-Йорк трибьюн», в котором среди платных объявлений выделялось зловещее предупреждение германского посольства. Оно настоятельно не рекомендовало американцам, а также гражданам других стран пользоваться услугами английских трансатлантических судов из-за возможности нападения германских подводных лодок. Накануне это же объявление было помещено ещё в ряде газет. Некоторые пассажиры заволновались. Однако представитель компании «Кунард Лайн» поспешил всех успокоить: «Лузитания» была и остаётся самым быстрым кораблём в Атлантике, никакой немецкий корабль, тем более какая-то подводная лодка, просто не сможет её догнать. Большую огласку получил случай, когда немецкий крейсер, пытаясь задержать «Лузитанию» для досмотра, так и не смог это сделать. Кроме того, считалось, что лайнер находится под защитой Британского адмиралтейства — у побережья Ирландии его должен был встретить английский военный корабль и сопроводить до Ливерпуля. Казалось бы, бояться нечего. Помимо прочего, вселяло надежду и то, что в начале 20-го века даже у немецких подводников ещё не выветрился дух джентльменства и рыцарства, а девиз: «Топите всех!» стал актуален лишь четверть века спустя уже в нацистской Германии. Пока же при встрече с гражданскими судами в зоне боевых действий немецкие моряки давали время их экипажу и пассажирам занять места в спасательных шлюпках, более того, иногда снабжали их минимумом продуктов и питьевой воды и указывали направление к ближайшим берегам, Лишь после этого судно торпедировалось и отправлялось на дно. Совсем иное дело, когда попадался корабль с военным грузом.

Итак, 1 мая на борт лайнера поднялось 1257 пассажиров. Это были в основном британские подданные, но также американцы, канадцы, россияне. Среди них было немало известных людей, бизнесменов, политиков, актёров. К примеру, американский миллионер Альфред Вандербильт отправился на выставку скаковых лошадей в Лондон, Перед отплытием он получил анонимную телеграмму, в которой сообщалось, что судно будет торпедировано, но всерьёз это не принял. Забегая вперёд, скажем, что при крушении «Лузитании» Вандербильт погиб.

Прочитавшие в американских газетах гуманное немецкое предостережение не ведали, что одновременно с его подачей из Нью-Йорка в Берлин ушла шифровка, сообщающая о тайной погрузке в обширные трюмы «Лузитании» большой партии оружия и боеприпасов для воюющей английской армии. Это обстоятельство резко меняло статус судна: из мирного лайнера он превращался в военный транспорт, а ничего не подозревающие пассажиры оказывались в роли заложников.

Шесть дней путешествия через океан пролетели незаметно. Пассажиры проводили время за игрой в карты, посещали концерты, прогуливались по палубам или, сидя в шезлонгах, любовались морским пейзажем. Опытный 59-летний капитан Уильям Тёрнер уверенно вёл «Лузитанию» к берегам Британии.

Удача Вальтера Швигера

За сутки до того, как «Лузитания» отошла от причала нью-йоркского порта, свою базу покинула и направилась к берегам Ирландии немецкая подводная лодка U-20 под командованием капитан-лейтенанта Вальтера Швигера. К тому времени субмарины стали главной движущей силой в битве за Атлантику, а немецкие подводники элитой ВМФ. Такие командиры лодок, как Отто Веддиген, потопивший три британских крейсера, Отто Херзинг или самый результативный из подводников всех времён Лотар фон Арно, стали национальными героями. Но Вальтеру Швигеру пока похвастаться было нечем.

И теперь судьба давала ему шанс — 7 мая он увидел в перископ приближающуюся «Лузитанию». Когда до лайнера оставалось не более 700 метров, Швигер скомандовал торпедистам: «Пли!» К цели пошла всего одна торпеда.

В это время на мостике «Лузитании» находился капитан Тёрнер. Накануне он получил радиограмму из адмиралтейства: «У южного берега Ирландии замечена германская подводная лодка». При этом, как ни странно, рядом с лайнером не оказалось ни одного английского военного корабля, который должен был бы сопровождать «Лузитанию» в порт Ливерпуля, Тёрнер отдал приказ привести в готовность спасательные шлюпки, задраить иллюминаторы и люки в водонепроницаемых переборках, Над морем висел туман, а когда он рассеялся, с борта лайнера увидели берега Ирландии. Казалось, что все опасности позади, но в это время капитан принял роковое решение. В зоне боевых действий пассажирским судам предписывалось идти противолодочным зигзагом. Но капитан, желая определить точное местоположение судна, повёл его прямым курсом, подставив правый борт немецкой подводной лодке.

Раздался отчаянный крик впередсмотрящего матроса Лесли: «Торпеда по правому борту!». Прогремел взрыв, а через 30 секунд последовал ещё один, более мощный.

Судно сразу же начало крениться на правый борт и уходить носом в воду. Возникла паника. Во время спуска спасательных шлюпок некоторые из них были разбиты, часть перевернулась. Сотни людей падали с палуб в воду. Сверху, давя всех и вся, рухнули четыре 20-метровые дымовые трубы, Находящиеся в ближайшей гавани корабли, опасаясь атаки подводных лодок, не пришли на помощь тонущему лайнеру. К нему поспешили лишь небольшие рыболовецкие и вспомогательные судёнышки. Удалось спасти 761 человека. 1 198 пассажиров и членов экипажа, в том числе 94 ребёнка, погибли. Среди спасённых оказался и капитан Уильям Тёрнер — он оставался на мостике до тех пор, пока его не смыло за борт.

Возник вопрос, почему все же немецкий подводник вопреки правилам и традициям решился потопить беззащитное пассажирское судно? Ведь он понимал, что совершает военное преступление. Теперь считается, что Вальтеру Швигеру было известно о наличии на борту «Лузитании» оружия. В экспозиции немецкого морского музея, посвящённой гибели «Лузитании», можно увидеть винтовки, снаряды и другие боеприпасы, которые могли находиться на корабле. Могли или действительно находились? В национальном архиве Великобритании хранится таможенная декларация «Лузитании». Оказалось, что лайнер перевозил 189 тонн военных грузов, в том числе 4200 ящиков с патронами, 18 ящиков с взрывателями, 1250 ящиков шрапнельных снарядов, а кроме того, сталь, цветные металлы и иное сырьё, столь необходимое для военной промышленности Британии. Разумеется, пассажиры не знали, что являются живым щитом при перевозке военных грузов, которые не имело право брать на борт пассажирское судно. Британское правосудие возложило всю вину за трагедию на командира немецкой субмарины. Но нет ответа и на вопрос, почему адмиралтейство не обеспечило гигантскому лайнеру конвой. Возникла версия, что «Лузитанию» цинично подставили специально, чтобы вовлечь в войну США. Недаром председатель Королевской комиссии лорд Мерси назвал дело «Лузитании» грязной историей.

Поиски истины

На протяжении многих лет было несколько подводных экспедиций, пытавшихся пролить свет на тайну гибели «Лузитании». Но, пожалуй, самой известной из них была та, которую организовал Грегг Бемис в 2011 году. Американский бизнесмен приобрёл затонувшую «Лузитанию» и стал её владельцем. Судно покоится на глубине около 90 метров, в 19 километрах от побережья Ирландии. Экспедиция была оснащена по последнему слову техники, В распоряжении водолазов находился специальный скафандр, с помощью которого они могли проводить под водой несколько часов, а также двухместный глубоководный аппарат, способный погружаться на глубину до 600 метров. Подводный аппарат на дистанционном управлении, оборудованный видеокамерой, проникал в места, недоступные для водолазов. Исследователи должны были очистить часть обшивки корабля от окаменелых наслоений. Затем при помощи подводного резака проделать отверстие, через которое спустить камеру, чтобы изучить судно изнутри. Плохая погода и сильное подводное течение осложняли работу. В трюмах «Лузитании» удалось обнаружить большое количество патронов. Огромные балки перекрытий лежали друг на друге, и это напоминало последствия взрыва. Вероятно, второго взрыва. Но что послужило его причиной?

На этот вопрос предстояло ответить учёным Ливерморской национальной лаборатории по исследованию взрывчатых веществ, расположенной в Калифорнии. Было выдвинуто четыре версии взрыва: взрыв котла, возгорание угольной пыли, алюминиевой пудры или пороха, содержавшегося в боеприпасах. Версия возгорания алюминиевой пудры сразу отпала. В этом случае при взрыве должна была произойти яркая вспышка, но её никто не видел. Тест с угольной пылью показал, что взрыв такой силы не мог потопить «Лузитанию». Самую вероятную версию взрыва от возгорания пороха для боеприпасов, который тайно перевозился в грузовых трюмах, учёные опровергли. Дело в том, что возгорание пороха должно было произойти сразу после попадания торпеды, а второй взрыв на «Лузитании» прогремел спустя 30 секунд.

При исследовании версии взрыва котла разрушение судна смоделировали виртуально. С помощью компьютерных технологий учёные определили, что единственная торпеда, но попавшая в самое уязвимое место корабля, в 3 метрах ниже ватерлинии, могла проделать в корпусе пробоину размером от б до 9 метров. Через неё огромное количество холодной морской воды мгновенно попало на разогретый котёл с 23 тоннами кипящей воды. Именно это и могло стать основной причиной второго сильнейшего взрыва, в результате которого «Лузитания», получив критические повреждения, затонула через 18 минут. Однако далеко не всех убедили подобные выводы. Грегг Бемис считал, что нужно провести ещё одну подводную экспедицию. Только удастся ли это осуществить — ведь лежащий на дне Кельтского моря корабль разрушается всё больше и больше, унося вместе с собой нераскрытые тайны гибели «Лузитании».

Константин РИШЕС



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Катастрофы     Следущая












Интересные сайты: