История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Трагедия волжской «Султанши»

Стихия огня... Это и мирный костерок в лесу, но это же и пожирающий все живое лесной пожар. А если пожар вспыхивает на судне? Трудно вообразить что-то более страшное. К сожалению, такое иногда случается. Пароходы горели во всех странах и во все времена. О двух таких трагедиях мы вам сегодня расскажем.

Роковая ночь

Пожалуй, самая масштабная, самая известная катастрофа, связанная с пожаром и гибелью людей на речном судне, произошла на американском речном пароходе «Султанша» в 1865 году. Судно это было зафрахтовано армией США для перевозки бывших военнопленных северян с юга, стремившихся поскорее попасть домой, ведь Гражданская война 1861-1865 годов только что завершилась! В то время это был один из самых роскошных и больших пароходов, имевший три палубы с просторными салонами и множеством кают. Всего он мог перевезти 276 каютных и 400 палубных пассажиров. Однако в ту роковую ночь капитану пришлось взять на борт 2239 бывших военнопленных. А всего на нем плыли 2394 человека, или больше нормы в три с лишним раза.

27 апреля в 2:40 утра, когда на «Султанше» все спали, взорвался один из паровых котлов, а так как пароход был целиком построен из дерева, то его тут же охватило пламя! Вода в Миссисипи в апреле была ледяной, так что даже те из людей, кто спасся от взрыва и оказался в воде, погибли от переохлаждения. Число жертв катастрофы «Султанши», погибших при взрыве, в огне и пропавших без вести, в итоге превысило 1700 человек.

По примеру американцев

В России бурное строительство пароходов на Волге началось уже вскоре после реформы 1861 года. Пароходные компании возникали одна за другой, и конкуренция между ними была очень острой. Проще всего обойти своих «коллег», снизив тарифы за проезд или предложив пассажирам больший комфорт за ту же плату. Ну, а сделать это можно было лишь одним путем: начать постройку пароходов с двумя-тремя палубами, чтобы резко увеличить их пассажировместимость. Да, но где найти подходящий образец: удобный к постройке и, самое главное, не очень дорогой?!

Ну, конечно, в Америке, решил Альфонс Александрович Зевеке - известный волжский пароходчик. Он в 1881 году специально послал своего сына на Амазонку - посмотреть на тамошние заднеколесные пароходы, строившиеся по образцу судов на реках Миссисипи и Миссури. Пароходы молодому человеку понравились, и Зевеке, выслушав его доклад, решил сделать ставку именно на них. Тут же был заложен первый волжский «американец» - пароход «Амазонка» с задним расположением гребного колеса, построенный целиком из дерева.

Легкий, комфортабельный, грузоподъемный

Пожар на пароходе «Альфонс Зевеке»

Судно получилось на славу: с тремя палубами длиной 58 метров, шириной 11 метров, с плоским дном и рекордно легкое. У порожней «Амазонки» осадка была всего 0,71 метра, а имея на борту полный груз (400 пассажиров и 393 тонны груза), судно погружалось на 1,2 метра. Скорость его по течению была 20 километров в час, а против течения - 12-15. Небольшой вес и относительная дешевизна, по сравнению с другими волжскими колесными пароходами того времени, давали судну неоспоримые преимущества. Поскольку пароход изначально проектировался как грузопассажирский, то трюм и большая часть палубы отводились под груз. Пассажирские каюты были трех классов и находились на верхней (3-й) палубе, где ближе к носу поднимались две высокие узкие трубы, установленные поперек корпуса и напоминавшие рога, что дало волгарям основание называть новые пароходы «козами». Два котла и двухцилиндровая паровая машина также устанавливались непосредственно на палубе: на носу - котлы, а машина - на корме. Благодаря такой компоновке среднюю часть судна удалось освободить для размещения груза, а его оконечности были защищены от нежелательного провисания.

Гребное колесо, находившееся за кормой, приводилось в действие двумя шатунами. И здесь же, перед колесом, было сразу четыре руля, управлявшихся двумя румпелями. И в этой установке рулей был свой смысл, так как она позволяла несколько повысить маневренность судна при его движении по мелководью. Новый пароход неплохо показал себя во время маловодья 1883 года, поэтому в 1883-1888 годах компания Зевеке по тому же проекту построила еще несколько пароходов, но уже большей грузоподъемности. К услугам пассажиров 1-го и 2-го классов на пароходах были роскошно отделанные и меблированные каюты. На борту пароходов были оборудованы прекрасные буфеты, устроены библиотеки, где были не только книги, но и свежие газеты и журналы, а в салоне - даже рояль! Кроме того, пассажиры этих двух классов могли обратиться к капитану с просьбой подойти к любой пристани по их выбору вне расписания. Ну, а если причал на берегу отсутствовал, то с парохода следовало спустить шлюпку (и спускали!), лишь бы только доставить пассажира на берег.

Огнеопасный хлопок

Интересно, что, как и американские пароходы, эти суда возили тюки хлопка прямо на палубах. Именно это и стало причиной пожара на пароходе «Альфонс Зевеке», названном в честь основателя компании и построенном в 1885 году. Вот как описывает эту катастрофу один из ее очевидцев: «В пятницу, 18 июня, пароход "Альфонс Зевеке", переполненный пассажирами всех трех классов, с грузом, состоящим преимущественно из хлопка, в три часа пополудни отплыл из Рыбинска. Хлопок был сложен в громадном количестве на средине парохода, на нижней палубе. Около 4 и 3/4 часа пополудни, когда большинство пассажиров разошлось по каютам - было послеобеденное время, - на палубе раздались внезапно нечеловеческие раздирающие крики; началась страшная суматоха и беготня, и вскоре явственно послышались крики: "Пожар, направляй к берегу!" Пожар произошел оттого, что загорелся хлопок, но каким образом хлопок загорелся - до сих пор неизвестно. Прежде всего сгорела средняя часть судна (столовая, буфет, матросские помещения), и огонь начал распространяться в двух противоположных направлениях: к корме и носу; вследствие этого пассажиры были разделены непроходимой преградой. Всей небольшой кучке пассажиров, сбежавшейся на носовую часть, которою пароход уткнулся в берег, удалось спастись, так как глубина была незначительная (по пояс). Остальные же, бросившиеся к корме, должны были кидаться в воду у колес парохода, расположенных в кормовой части, где было глубоко. Колеса не переставали работать, так что многие бросавшиеся силою течения и вращением воды были затянуты под них. Около шести часов сверху подошел пароход "Проворный" общества "Самолет", а снизу - "Наяда" того же общества, с которых спустили шлюпки и начали спасать людей в воде» (Всемирная иллюстрация, 1893 год, том 50-й).

«Нижегородские губернские ведомости» сообщали...

Газета «Нижегородские губернские ведомости» от 23 июня 1893 года (№25) сообщала о пожаре так: «Рыбинск, 19 июня. Вчера на пассажирском пароходе "Альфонс Зевеке", шедшем из Рыбинска в Нижний с пассажирами и грузом, в пути следования в шесть часов вечера возник пожар. На расстоянии 4-5 верст пожар тушили своими средствами, но огонь все больше распространялся. Увидя неминуемую гибель, командир направил горевший пароход к берегу, близ села Савинского, в двенадцати верстах выше Романова.

"Альфонс Зевеке" сгорел до основания. Остались только дымовые трубы, машина и колесо. Пассажиров на пароходе было более 70 человек. Во время пожара пассажиры бросались в воду. Сколько из них погибло - в точности неизвестно, но предполагают, что половина пассажиров спаслась. Поиски утонувших производятся крестьянами и рыбаками. Из числа погибших в Рыбинск привезено тело генерала от инфантерии Петрушевского. Семейство его спаслось. Гроб с прахом покойного сегодня в 12 часов дня перенесен в Казанскую церковь».

Суд над капитаном парохода состоялся в окружном суде, длился двое суток и закончился 17 марта 1894 года. Капитан парохода Нейман был приговорен к двухмесячному заключению в тюрьме и церковному покаянию. Гражданских исков было удовлетворено на сумму 39 522 рубля.

Вячеслав ШПАКОВСКИЙ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Катастрофы     Следущая












Интересные сайты: