История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Пламя в подземелье

В 1995 году обычный поезд Бакинского метрополитена стал братской могилой для более чем 200 человек. Причина возникновения страшного пожара до сих пор остается не до конца ясной. Версия официальной комиссии устраивает далеко не всех.

28 октября 1995 года, в субботу, в бакинском метро было многолюдно. Один из поездов забрал пассажиров на станции «Улдуз», а следующим пунктом назначения должна была быть станция «Нариман Нариманов». По местному времени было 16:50. Ничто не предвещало беды. Поезд шел с обычной скоростью. Но как только он вошел в туннель, пассажиры увидели вспышку, и в 3-4 вагонах начался сильный пожар.

Смерть в туннеле

28 октября 1995 года в Бакинском метрополитене произошёл страшный пожар

Машинист сразу же передал по рации в депо сигнал SOS. Сильное пламя охватило вагоны, послышался звук разбитого стекла, мгновенно погас свет. В депо приняли решение выключить ток в туннеле. Это соответствовало инструкции. Однако, как оказалось, это решение было ошибочным. Оставлять состав в узком туннеле было категорически нельзя. Теперь вернуть обесточенный поезд было уже невозможно. В поезде началась паника.

Люди выбивали окна и выпрыгивали из пылающих вагонов, но в туннеле их ждала настоящая «газовая камера». Раскаленное облако ядовитых газов (продуктов горения обшивки вагонов) настигало людей. Они задыхались и падали замертво. Из-за плохой вентиляции и слабой освещенности многие пассажиры задохнулись и были раздавлены в панике, другие получили порезы осколками окон и дверей. Большинство людей погибли в середине состава. 40 тел были найдены внутри туннеля.

К месту ЧП прибыли пожарные и спасатели. Более 400 человек удалось эвакуировать. Около б часов пожарные и военные тушили пламя, вытаскивали еще живых пассажиров. От поезда осталось б оплавленных металлических каркасов. Температура пламени была настолько велика, что колеса приварились к рельсам. Их пришлось отбивать кувалдами. На все это было страшно смотреть.

Согласно официально опубликованным данным, в результате пожара погибло 286 пассажиров (в том числе 28 детей) и трое спасателей. По другим данным, число жертв достигло 317 человек. Раненых было 270 человек. 69 человек было госпитализировано, 13 находились в тяжелом состоянии.

Официальное следствие

После трагедии президент Азербайджана Гейдар Алиев специальным указом объявил в республике общенациональный траур. Семьям погибших выделили по 1 миллиону манатов, похоронили людей за государственный счет.

Авария в бакинском метро не имела аналогов в истории всех метрополитенов мира. Случались похожие аварии или теракты, но такого количества жертв еще не было никогда. Начали активно расследовать причины катастрофы. Глава комиссии по расследованию трагедии, первый вице-премьер страны Аббас Аббасов заявил, что главной причиной трагедии явилось устаревшее оборудование.

Типовые советские поезда метро не были снабжены надлежащими системами безопасности. А за годы эксплуатации пришло в негодность и то немногое, что имелось. Говорят, что в бакинском метро ездили такие развалюхи, в которые просто страшно было садиться. Но насколько это правда - неизвестно.

Главной причиной все-таки был человеческий фактор, а не устаревшее оборудование. Детальное расследование выявило ряд грубейших нарушений организационного и технического порядка, недостаточность технической оснащенности метрополитена, а также полную неподготовленность оперативного персонала к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Никаких занятий, профилактических мероприятий на случай аварий никто не проводил. Туннельная вентиляция работала со сбоями.

Все решения принимались персоналом в условиях отсутствия информации и непонимания ситуации. При возникновении чрезвычайной ситуации в 16:50 уведомление в городской штаб поступило только в 18:00. Повторное решение комиссии признало основными причинами катастрофы короткое замыкание электрических цепей, неисправность элементов гашения электрической дуги, нарушение плотности контакта в контактирующих элементах и возникновение токопроводящих дорожек на изоляционных элементах. Официально сообщалось, что произошел пожар пятой категории сложности.

Многие настаивали на том, что на самом деле в метро Баку произошел теракт. Просто дело замяли, списав все на техногенную катастрофу. Тем более за год до этого уже было 2 крупных теракта в метро, и власти не могли допустить полного расшатывания общественного доверия. Несмотря на все усилия, версия о том, что в метро произошел, именно теракт, популярна в Баку до сих пор.

Виктор ПРИХОДЬКО



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Катастрофы     Следущая










Сообщество в G+