История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Единственные выжившие

Статистика гласит: самым безопасным транспортом является авиационный. Одна катастрофа здесь приходится примерно на миллион вылетов. Чего, конечно, не скажешь об автомобильном или железнодорожном транспорте. Тем не менее, многие из тех, кто спокойно ездит на машинах или поездах, боятся летать. Ведь если речь идет о крушении самолета на большой высоте или скорости, шансы выжить у пассажира минимальны. И все же они есть. Сегодня мы расскажем о нескольких счастливчиках, которым повезло выжить в авиакатастрофах, когда, казалось, спастись невозможно.

Первая и последняя

Первым в истории человеком, выжившим в салоне пассажирского самолета при падении с высоты, стала 17-летняя Линда Макдональд. 5 сентября 1936 года девушка заплатила 20 долларов за обзорный полет над Питтсбургом. Помимо нее в салоне находились еще девять пассажиров, желавших насладиться экскурсией. Когда самолет находился на высоте примерно 500 метров над землей, у него отказал двигатель. Пилот не сумел спланировать, биплан вошел в штопор и на огромной скорости врезался в землю. Прибывшие на место пожарные под обломками нашли еле живую девушку. С многочисленными переломами ее доставили в больницу.

Линда выжила и тем самым вошла в историю мировой авиации.

Последняя же авиакатастрофа, в которой выжил лишь один пассажир, произошла 20 января 2015 года в Жамбылской области Казахстана. Ан-2, совершавший перелет из Балхаша в Шатырколь, рухнул на землю, не долетев до пункта назначения. Вероятнее всего, у него тоже отказал двигатель. Погибли шесть человек, а вот Леем Шаяхметова, сидевшая у входной двери биплана, хоть и получила многочисленные травмы, все-таки выжила.

Впрочем, и в первом, и в последнем случаях речь идет о маленьких самолетах. Но и в катастрофах с огромными лайнерами известны случаи счастливого спасения.

Плавающая на обломках

14 часов - ровно столько провела в воде выжившая в катастрофе аэробуса А-310 14-летняя Бахия Бакари. 30 июня 2009 года девочка вместе с матерью летела из Франции на Коморские острова. Как и почему произошла катастрофа, Бахия не знает: она спала возле иллюминатора. Просто в какой-то момент она вдруг очнулась от сильного удара, резкой-боли и поняла, что находится в воде. Девочка со сломанной ключицей и сотрясением мозга сумела забраться на оставшийся на плаву фрагмент крыла лайнера. Больше никто из 153 людей, находившихся на борту, не выжил.

Лишь через 14 часов после катастрофы девочку подобрали местные рыбаки, случайно оказавшиеся в этом районе. Спасатели, прочесывающие воды океана в поисках обломков, работали совсем в другом квадрате. Если бы не рыбаки, возможно, Бахия умерла бы от переохлаждения.

Девочку доставили по Францию, где она стала национальной героиней. В больничной палате ее даже посетил тогдашний президент Николя Саркози. Позже Бахия выпустила книгу воспоминаний, ставшую бестселлером. Впрочем, немало скептиков утверждают, что мадемуазель Бакари - никакая не пассажирка разбившегося лайнера, а девочка, которую просто вытолкнули из лодки нелегальных мигрантов. Однако официальная версия все-таки выглядит более правдоподобной.

Спасшиеся дети

Из 155 человек, находившихся на борту, выжила лишь 4-летняя Сесилия Сичан

Крупнейшей авиакатастрофой с единственным выжившим пассажиром на борту стала трагедия лайнера MD-82, произошедшая 16 августа 1987 года в Детройте. Причиной ее стало ужасное стечение обстоятельств: опытнейший экипаж не проверил, в каком положении установлены закрылки. В итоге сразу после взлета самолет стал крениться в разные стороны, задел крылом столб и рухнул на шоссе, где также погибли люди.

Из 155 человек, находившихся на борту, выжила лишь 4-летняя Сесилия Сичан. В катастрофе она потеряла родителей и брата, ее приютил дядя. Девушка долгие годы не давала интервью. Лишь в 2013 году она нарушила обет молчания. Сесилия продемонстрировала журналистам татуировку самолета, красующуюся у нее на запястье, и сказала, что не боится пользоваться авиатранспортом.

9-летней Эрике Дельгадо также посчастливилось единственной выжить в авиакатастрофе. 11 января 1995 года самолет «Колумбийских авиалиний» по непонятной причине развалился над джунглями на высоте около трех километров. Мать вытолкнула Эрику из самолета, когда разрушение корпуса только началось. Затем лайнер взорвался, унеся жизни 52 пассажиров и членов экипажа, а Эрика угодила в болото - в кучу гниющих водорослей. Оглушенная девочка не могла выбраться и принялась звать на помощь. Какой-то негодяй, услышав ее крики, подошел к ней и, даже не попытавшись помочь, сорвал с шеи Эрики ожерелье, после чего скрылся. Через несколько часов девочку спас местный фермер.

Чудеса еще случаются

Случай, произошедший с 17-летней Джулианой Кепке, лег в основу фильма «Чудеса еще случаются». 24 декабря 1971 года в лайнер перуанской авиакомпании попала молния. Он развалился на части на высоте чуть более трех километров. Кёпке, пристегнутая к креслу, падала вместе с обломками, причем кресло бешено вращалось вокруг своей оси, словно винт вертолета. Видимо, именно это, а также мягкие верхушки деревьев смягчили удар. Джулиана сломала ключицу, получила множество ушибов и царапин, но выжила.

Катастрофа произошла в 500 километрах от столицы Перу Лимы, но спасатели не сразу смогли добраться до места трагедии по непроходимым джунглям. Джулиана же, отец которой был биологом и научил ее основам выживания в экстремальных условиях, не стала ждать помощи. Она, страдая от укусов насекомых, избегая встреч с хищниками и ядовитыми змеями, спускалась по течению реки, питаясь подножным кормом. Девять дней спустя она набрела на стойбище рыбаков, которые накормили девушку и передали ее властям.

Стоит сказать, что фильм «Чудеса еще случаются» 10 лет спустя помог выжить в авиакатастрофе советской студентке Ларисе Савицкой.

Дважды рекордсменка

Лариса Савицкая дважды занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Во-первых, как человек, выживший после падения с максимальной высоты, во-вторых, как получивший минимальную компенсацию за ущерб, полученный в катастрофе.

24 августа 1981 года 20-летняя Лариса возвращалась с мужем из свадебного путешествия в Благовещенск. Над городом Завитинском Ан-24 столкнулся с военным бомбардировщиков Ту-16. Лайнер разломился на несколько частей и стал падать. Лариса, спавшая в кресле, очнулась от холода, вызванного разгерметизацией салона. Не пристегнутую девушку выбросило в проход, но она забралась обратно в кресло.

Внезапно девушка вспомнила итальянский фильм «Чудеса еще случаются» и, как и его героиня, пристегнулась. Она не надеялась спастись, просто хотела «умереть не больно». Лариса восемь минут падала в бешено крутившемся обломке самолета с высоты 5200 метров. Ветки берез, на которые упала девушка, слегка смягчили удар. Находясь среди обломков и трупов, многие из которых, словно на колья, нанизались на ветки, получившая тяжелые травмы девушка соорудила себе укрытие от непогоды. Спасатели, два дня спустя добравшиеся дб места катастрофы, были поражены, увидев, что она жива - единственная из 38 человек, находившихся на борту.

За тяжелейшие травмы (перелом позвоночника в пяти местах, ребер и рук, потерю всех зубов) Лариса, проведшая на больничной койке не один месяц, получила смехотворную компенсацию - 75 рублей. Примерно половину зарплаты учителя.

Без подручных средств

Если Лариса Савицкая спаслась, падая вместе с частью фюзеляжа, то рекорд выживания после «высотного падения без подручных предметов» принадлежит 22-летней югославской стюардессе Весне Вулович. 26 января 1972 года лайнер, следовавший из Копенгагена в Загреб, взорвался (вероятно, от бомбы террориста) на высоте более 10 километров. Весну выбросило из салона, и она устремилась вниз.

Девушка упала на заснеженные ветки деревьев, что несколько смягчило удар. Нашел ее местный крестьянин. Он перевязал Весне раны. Девушка провела в коме 27 дней, а потом еще 1,5 года на больничной койке, но все-таки выжила.

Если проанализировать список из 56 имен - тех, кто единственным выжил в авиакатастрофах, можно понять: шансы есть у всех. Пол роли не играет. Пожалуй, единственное значение имеет возраст. Шансы на выживание у людей до 30 лет - выше. Но и среди правил бывают исключения. Так, Александру Борисовичу Сизову, единственному выжившему в авиакатастрофе, в которой погиб ХК «Локомотив» (Ярославль), на момент трагедии было 52 года.

Андрей ЛЕШУКОНСКИЙ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Катастрофы     Следущая