История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Снежный капкан

Об опасности снежных лавин человечеству было известно давно. Но несмотря на все меры безопасности, почти каждый год они уносят человеческие жизни. Грозная сила сметает все на своем пути - людей, деревья, дома. В 1910 году ее жертвой стали сразу 2 поезда на американской железной дороге.

Альпы вообще и Швейцария в частности держат первое место в мире по числу сходящих снежных лавин, уносящих человеческие жизни. Однако и в других точках планеты случаются подобные трагедии. Одна ив таких произошла в 1910 году в США.

Коварная погода

Северная железная дорога к моменту описываемых событий уже 17 лет считалась важнейшей частью инфраструктуры Нового Света. Ведь только по ней, через пробитые в скальных породах туннели, можно было добраться до северо-западной части страны - например, до Сиэтла. Вот туда-то в конце февраля 1910 года и отправились сразу два поезда - почтовый №27 и пассажирский №25. Но коварная погода внесла в график движения свои коррективы. Внезапно обрушившийся снежный буран стал причиной задержки обоих составов в Ливенворте - городе, расположенном у восточного склона гор.

Железнодорожников капризы природы особо не беспокоили. Подобные снежные заряды здесь в это время года случались довольно часто. Но задержка движения, как правило, не превышала пары суток. Так поначалу было и в этот раз. После того как поработали снегоочистители, 23 февраля пассажирскому поезду был дан зеленый свет. Однако буран все усиливался, и спустя некоторое время состав вновь остановился - на этот раз около небольшой деревушки Веллингтон, расположенной у подножия перевала Стивене. Рядом на запасных путях встал на стоянку и почтовик. А снегопад все усиливался.

Прошел день, второй, третий... На шестые сутки пассажиры, с тревогой посматривавшие на склоны гор, предложили загнать состав в туннель. Однако начальник поезда их успокоил: дескать, лавины в этом месте никогда не сходили, а если такое все же случится, то состав в туннеле окажется замурованным, и все могут погибнуть от угарного газа из паровозных топок.

Сметая все на пути

Сход лавины в Веллингтоне

В ночь на 28 февраля погода резко изменилась. Долгое время над регионом бушевала метель, увеличивая объем снега на склонах. Потом пошел дождь, и значительная часть массы, впитавшей влагу, скатилась вниз по насту, как с ледяной горки. Вот как об этом вспоминал один из уцелевших очевидцев Чарльз Эндрюс, из-за бессонницы решивший прогуляться до деревни: «Внезапно потеплело и над нами начала бушевать страшная гроза. То и дело сверкала молния, оглушительно грохотал гром и ветер завывал на все ущелье. И тут я увидел, как по склону над поездом спускается белая, несущая смерть волна. С пушечным грохотом она неслась вперед, безжалостно круша все на своем пути. Стоял такой невообразимый шум, словно одновременно столкнулись 10 тысяч товарных составов. Лавина докатилась до пути, подхватила поезда, как будто это были припорошенные снегом игрушки; она поглотила их и, как огромное белое чудовище, исчезла вместе с ними в ущелье».

Впоследствии специалисты назвали примерные габариты лавины: высота - б метров, длина - 1 километр, ширина - 500 метров. Ситуация усугубилась еще и тем, что на склонах не осталось ни одного дерева - все они сгорели во время лесных пожаров, бушевавших 2 года подряд. В результате лавина, не встретив на своем пути никакого заслона, снесла водонапорную башню и депо, лишь по счастливой случайности пощадив гостиницу, в которой проживали железнодорожные служащие. Они-то, прихватив лопаты и кирки, первыми и бросились на помощь пассажирам.

Увы, из-под снежного завала удалось достать живыми только 23 человека. А поскольку снова началась метель, спасательную операцию пришлось прекратить. Только через несколько месяцев, когда стаял снег, из ущелья достали тела 96 погибших, искореженные обломки вагонов и паровозов.

После этого Веллингтон был переименован, чтобы лишний раз не напоминать пассажирам проезжающих мимо поездов о трагедии. Город получил имя Тай по названию протекающей неподалеку реки. А часть магистрали в 15 километров закрыли противолавинной крышей на сваях.

Впрочем, перегон функционировал лишь до 1929 года, пока не была построена более безопасная железнодорожная ветка. После этого жители Тая кто уехал, кто занялся туристическим бизнесом. Сегодня перевал Стивенс является одним из модных горнолыжных курортов.

Леонид ЛУЖКОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Катастрофы     Следущая