История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Мост, который устал

После любой аварии или катастрофы возникает вопрос: кто виноват в случившемся? Несмотря на известное выражение «У каждой проблемы есть фамилия, имя и отчество», порой в ответ остается лишь развести руками. Именно так обстоит дело с обрушением Серебряного моста над рекой Огайо в 1967 году.

В 1928 году между городами Пойнт-Плезант (штат Западная Вирджиния) и Галлиполис (штат Огайо) была построена переправа, получившая красивое имя Серебряный мост. Название связано с тем, что в отделке моста было использовано много алюминиевых деталей, которые ярко сверкали на солнце. Над рекой Огайо вознесся 213-метровый центральный пролет, а к нему примыкали два боковых, каждый по 115 метров длиной.

Мост был построен по традиционной для Америки технологии - в конструкции вместо тросов использовались специальные стержневые подвески с широкими проушинами на концах. По-английски такая деталь называется eyebar в буквальном переводе, «глазастый стержень». Именно с использованием таких стержней строились американские мосты с начала XIX века. И до поры до времени они не подводили.

Минутное дело

Мост, который устал

Серебряный мост честно прослужил 39 лет. Однако 15 декабря 1967 года, в 17:00 произошла трагедия, унесшая жизни 46 американцев. Потрясенные очевидцы позднее рассказывали, что буквально в течение одной минуты мост сложился как карточный домик.

Позднее картину удалось воссоздать более детально. Все началось с того, что одна из стержневых подвесок с северной стороны (то есть со стороны штата Огайо) лопнула.

Это вызвало цепную реакцию, и «глазастые стержни» стали лопаться один за другим. Вместе с основными пролетами обрушились и две башни, расположенные по краям моста.

Последствия были ужасны. Так как трагедия произошла незадолго до Рождества, которое в Америке отмечают 25 декабря, мост был плотно забит автомобилями. Можно считать большим везением тот факт, что число жертв не достигло нескольких сотен человек.

Позднее удалось установить, что первопричиной катастрофы стала крошечная трещина шириной около 2,5 миллиметра в стержневой подвеске №330. По мере того как накапливалась усталость металла, напряжение в конструкции росло. А затем, когда был превышен критический рубеж, хватило одной минуты для того, чтобы огромное сооружение рухнуло. Необходимо подчеркнуть, что в 1928 году, когда строился Серебряный мост, таких понятий, как «усталость металла» и «коррозия», в обиходе мостостроителей попросту не было. Не были толком известны и свойства углеродистой стали, из которой изготавливались «глазастые стержни». О том, что она очень твердая, инженеры знали. А вот о ее чрезвычайной хрупкости - не особенно.

Обреченная переправа

Исследованием обломков Серебряного моста занимался инженер Джон Беннет. Он и обнаружил, что трещинами была покрыта не только злосчастная стержневая подвеска №330. Они встречались повсюду. То есть мост был обречен в любом случае, даже если бы 15 декабря ничего не случилось.

Довольно быстро был снят с повестки дня вопрос о недобросовестности строителей. Технологии, доступные в 1928 году, попросту не позволяли обнаружить дефекты, подобные тем, которые погубили Серебряный мост. Находить мелкие скрытые трещины в металлических конструкциях строители научились много позже.

Интересную информацию для размышления подбросили и дорожные службы. По их данным, на момент строительства моста средний вес легкового автомобиля составлял около 680 килограммов. Даже самый тяжелый грузовик того времени весил лишь слегка больше девяти тонн. К 1967 году все изменилось в большую сторону. Типичный «семейный» автомобиль среднего американца стал весить 1,8 тонны! А вес некоторых груженых фур стал превышать 27 тонн! Можно себе представить, насколько выросла нагрузка на мостовые конструкции и стержневые подвески.

Обрушение Серебряного моста побудило провести проверки переправ, построенных по той же технологии. К тому времени их осталось всего две, причем одна - не в Америке, а в Бразилии. Остальные давно уже заменили на более современные конструкции. После проверок мост в городке Сент-Мэрис был немедленно закрыт, что, возможно, позволило предотвратить новую трагедию. В 1971 году эту переправу разобрали. А вот бразильский мост на стержневых подвесках прекрасно выдержал проверку и успешно эксплуатировался вплоть до 1991 года.

Кирилл ИВАНОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Катастрофы     Следущая