История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Трагедия «Медузы»

Многие посетители парижского Лувра знают полотно Теодора Жерико «Плот "Медузы"». Картина, выразительно передающая весь трагизм изображенной на ней ситуации, заставляет зрителя мысленно обратиться к подлинной трагедии, случившейся в 1816 году...

17 июня 1816 года из французского порта Рошфор вышла в море небольшая флотилия, возглавляемая фрегатом «Медуза». Этот некогда боевой 46-пушечный корабль, спущенный на воду б лет назад, успел поучаствовать в Наполеоновских войнах, ходил к берегам Вест-Индии.

Курсом на Сенегал

Но с некоторых пор корабль приспособили для перевозки пассажиров. В этот раз он, совместно еще с тремя судами, должен был доставить в колониальный Сенегал около 400 человек - чиновников администрации, в том числе губернатора Шмальца, переселенцев с семьями, а также «африканский батальон», наспех набранный из сомнительной публики разных национальностей, среди которой были и недавние заключенные. На борту флагмана разместились 240 человек, а в ее трюмах - запечатанные в бочки 92 тысячи франков. Командовал «Медузой» и всей флотилией капитан Шомаре - моряк неопытный, но достаточно самоуверенный.

Входившие в эту разношерстную флотилию корабли имели различную скорость хода. Наиболее быстроходным судном была «Медуза», которая сразу оторвалась от флотилии и, сопровождаемая корветом «Эхо», ушла далеко вперед. Их задачей было достичь Сенегала до начала сезона дождей. Запасшись на Канарских островах провизией, корабли продолжили путь. Однако по мере приближения к берегам Африки курс, прокладываемый капитаном «Медузы», стал вызывать недоумение даже у некоторых его офицеров - сказывалась некомпетентность Шомаре. Дошло до того, что капитан привлек к решению навигационных задач одного из пассажиров, имевшего ученое звание, но ничего не смыслившего в судовождении. В результате ошибки в расчетах этого «ученого» местоположение фрегата в океане было определено с большой погрешностью, и Шомаре, вместо того чтобы обойти нанесенную на карты огромную отмель у берегов Мавритании, решительно направил свой корабль прямо на нее.

2 июля фрегат на полном ходу налетел на мель приблизительно в 50 километрах от берегов Африки. Еще были шансы, воспользовавшись хорошим ветром, снять корабль с мели, но из-за промедления и необдуманных действий экипажа попытки сделать это не увенчались успехом.

Брошенный плот

До 5 июля «Медуза» беспомощно стояла на мели. Тогда решили сколотить плот, чтобы перенести на него часть груза, облегчив корабль, а при необходимости использовать его и для эвакуации людей.

Неожиданно задул шквалистый ветер, под порывами которого корабль стал заваливаться на борт. Затрещала обшивка, открылась течь. На борту началась паника, было решено немедля покинуть корабль.

В распоряжении людей имелись только б шлюпок и упомянутый плот размером 20 на 7 метров. По морским законам, Шомаре как капитан должен был покинуть гибнущий корабль последним, однако он вместе с губернатором Шмальцем и старшими офицерами фрегата одним из первых оказался в шлюпке. На плоту разместились 30 матросов, большая часть солдат и гражданских пассажиров - всего 147 человек. Остальные матросы заняли места на веслах шлюпок, взявших на буксир плот. На покинутом фрегате осталось 17 человек, которым не нашлось места ни на плоту, ни в шлюпках.

В условиях надвигающегося шторма люди на лодках скоро осознали, что буксировать тяжелый плот им не по силам. Поняв это, они обрубили буксировочные тросы и бросили плот на произвол судьбы. Положение оставшихся на плоту в штормовом море стало катастрофическим. Сразу же его пассажиры разделились на противоборствующие группы: офицеры и пассажиры - с одной стороны, матросы и солдаты - с другой. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты, покончили жизнь самоубийством либо оказались смытыми за борт. Провизия быстро иссякала. На четвертый день в живых осталось только 67 человек. Многие, обезумев, не гнушались каннибализма. Еще через четыре дня 15 наиболее сильных выживших выбросили в море слабых и раненых.

Тем временем Шомаре направил на поиск «Медузы» добравшийся до Африки бриг «Аргус» - прежде всего, чтобы снять с нее бочонки с монетами. На 13-й день оставшиеся на плоту увидели вдали «Аргус». Но на бриге не заметили плот, и вскоре он скрылся за горизонтом. К счастью, в тот же день «Аргус», рыская в поисках «Медузы», наткнулся на плот и снял с него немногих выживших. Пятеро из них умерли еще до того, как «Аргус» достиг берегов Сенегала. А «Медузу» нашли только в конце августа. Из 17 человек, оставшихся на фрегате, лишь трое дождались своих спасителей. Кроме них на палубе было найдено два трупа. 12 человек решили спасаться на самодельном плоту, и больше их никто никогда не видел. Всего из 240 человек, покинувших Францию на борту «Медузы», в живых осталось не более сотни.

Анатолий БУРОВЦЕВ
Константин РИШЕС





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Катастрофы     Следущая