История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Крематорий в аэропорту

Аварийные ситуации, в которые попадают воздушные лайнеры, случаются часто. В большинстве случаев пилотам удается посадить самолет с минимальными повреждениями. Однако не всегда удачная посадка имеет счастливый конец.

19 августа 1980 года авиалайнер Lockheed L-1011 TriStar компании Saudi Arabian Airlines, следующий из Карачи, в 16:06 совершил посадку в аэропорту города Эр-Рияд, столицы Саудовской Аравии. Экипаж, ожидая, пока пассажиры спустятся по трапу, оставался на своих местах. И в этот момент на связь вышел старший диспетчер воздушной гавани. Оказалось, что на борту лайнера, который должен был вылететь в город Джидда, обнаружились технические неполадки, и экипажу «локхида» предписывалось совершить еще один рейс.

Замена рейса

19 августа 1980 года пожар на авиалайнере Lockheed L-1011 TriStar компании Saudi Arabian Airlines

Командир судна Мухаммед Али Ховитер отреагировал на это сообщение спокойно: «Такова воля Аллаха!» Второй пилот Сами Абдулла Хасанэйн в душе даже порадовался - ему, отцу молодого семейства, в котором недавно родилась дочка, лишние деньги были очень кстати. Недовольным остался только бортинженер, самый старший член экипажа - 42-летний британец Брэдли Кертис, работавший по контракту с Saudi Arabian Airlines. Почти два часа ушли на дозаправку самолета. Наконец, в 18:08 «локхид», рейс SVA163, оторвался от взлетно-посадочной полосы и, имея на борту 287 пассажиров и 14 членов экипажа, стал набирать высоту.

Капитан Ховитер был опытным «воздушным волком», к своим 38 годам он успел налетать около 8 тысяч часов. Правда, на пассажирских самолетах других типов - «дугласах» и «боингах» различных модификаций. Около 2 тысяч часов было в активе и у второго пилота Хасанэйна, пересевшего в кресло «локхида» всего 20 дней тому назад.

Через семь минут после взлета, когда самолет находился на высоте 6700 метров, на пульте бортинженера загорелась тревожная сигнализация: «Пожар в грузовом отсеке. Загорелся второй двигатель». Ховитер тут же связался с диспетчером, описал сложившуюся ситуацию и попросил разрешение на возвращение и экстренную посадку. После того как с земли дали добро, самолет лег на обратный курс. Как следует из переговоров, пилоты оказались неготовыми к этой нештатной ситуации и некоторое время пытались понять, что делать, лихорадочно листая инструкцию на английском языке, которым они владели недостаточно. А тем временем пламя в грузовом отсеке разгоралось все сильнее.

По стечению обстоятельств

Наконец, решение было принято - был выведен из рабочего состояния второй двигатель и включена бортовая система пожаротушения. В этот момент в кабину пилотов ворвался один из стюардов с тревожным известием: в салоне началась паника. Пассажиры стремились перебраться в первый салон, подальше от хвостовой части, заполнявшейся дымом. Командир по громкой связи приказал всем вернуться на свои места во избежание потери центровки судна и приготовиться к аварийной посадке. Аэропорт Эр-Рияда находился уже в пределах видимости.

Приземление успешно прошло в 18:36, но капитан Ховитер почему-то не затормозил лайнер на взлетно-посадочной полосе, а направил его в сторону рулежной дорожки, проехав лишние три минуты. Вдогонку за ним на максимальной скорости понеслись машины пожарных и скорой помощи. То, что произошло дальше, вызывает много вопросов, поскольку саудовские власти засекретили расшифровки записей «черного ящика». Но так или иначе, последнее сообщение с аварийного борта пришло в 18:40: «Пытаемся наладить эвакуацию». Но ни один из основных или аварийных люков так и не открылся.

Только через 23 минуты спасатели (как оказалось впоследствии, тоже не знавшие, как действовать в таких ситуациях) смогли получить доступ внутрь самолета. Однако приток кислорода сделал свое черное дело - внутри огонь начал бушевать с такой силой, что, несмотря на то что сбить его удалось уже через пять минут, от лайнера в итоге остались только крылья и хвостовая часть.

Любопытно, что тела всех погибших (301 человек!) судебно-медицинские эксперты не осматривали, а описание повреждений заносились в протокол со слов спасателей. Останки в экстренном порядке были переданы родственникам - по мусульманским обычаям, усопшего следует хоронить в день его кончины и до захода солнца.

И все же власти Саудовской Аравии привлекли к расследованию британских экспертов. В своем заключении те высказали предположение, что причиной пожара стала используемая в системе управления самолетом огнеопасная гидравлическая жидкость. Видимо, она воспламенилась из-за короткого замыкания в межпереборочном пространстве грузового отсека, где пересекались электропроводка и гидравлическая магистраль.

Леонид ЛУЖКОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Катастрофы     Следущая












Интересные сайты: