История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Опасное паломничество

Кумбха-мела («праздник кувшина») - так называется самый почитаемый религиозный праздник в Индии. Он же - один из самых крупных в мире. К сожалению, массовые скопления людей и плохая организация иногда приводят к трагедии. Так случилось и в 1954 году.

Великий индийский праздник Кумбха-мела связан с легендой, которая гласит: в древности боги пахтали (взбивали) воды Молочного океана, пока из его вод не появился бог-врачеватель Дханвантари с кувшином в руках. В этом кувшине была амрита - нектар бессмертия. Боги и демоны стали сражаться за обладание напитком. Сначала демоны завладели сосудом, но Джаянта, сын властителя неба Индры, превратившись в птицу, отобрал у них кувшин и унес его в обитель богов. Правда, пролив 4 капли нектара на землю.

Дорога к вечной жизни

Кумбха-мела - один из самых массовых праздников мира

В тех местах, где капли амриты оросили территорию Индии, возникли города Харидвар, Удджайн, Нашик и Праяг (позже переименованный в Аллахабад). Они-то и становятся поочередно центрами паломничества в честь этого мифического события. Но главным городом является Аллахабад. Здесь раз в 12 лет празднуется Полная Кумбха-мела, а раз в 144 года - Великая Кумбха-мела. Главное мероприятие паломничества - омовение в священных реках. Рядом с Аллахабадом находится самое подходящее для этого место - Тривени Сангам, где сливаются реки Ганг, Джамна и мифическая невидимая река Сарасвати.

Омовение должно очистить от грехов и приблизить к вечной жизни. Кроме того, во время торжеств богословы многочисленных течений индуизма отстаивают в дискуссиях свою правоту.

К началу праздника сюда стекаются паломники из всех провинций и даже отшельники-йоги из Гималаев, а также подвижники нага-садху, «богатые нищие», особо почитаемые всеми кастами.

С конца января 1954 года в Аллахабад, с населением чуть больше одного миллиона человек, стали стекаться толпы паломников. А 3 февраля произошло событие, которое описал британский этнограф Стивен Вилферд в своем дневнике.

Виновата жадность?

Вилферд писал: «Я приехал в Праяг 2 февраля. Собственно говоря, задержка на один день ничего не означала, поскольку день моего приезда был днем омовения жрецов, и никто из простых смертных не мог приблизиться к берегу Ганга. На всей сухой низине вокруг города, затапливаемой во время сезона дождей, местные власти построили временный городок из брезентовых палаток, приютивший, как я потом узнал, около 6 миллионов человек.

Но туда даже я, привыкший к спартанским условиям во время путешествия, по причине антисанитарии, царящей там, отправиться не рискнул.

Поэтому рикша доставил меня в относительно приличный отель, где я, поставив будильник на шесть часов утра, даже не поужинав, заснул. Проснулся с рассветом и, выпив чашку дрянного кофе с неким подобием черствого рогалика, отправился в сторону, указанную администратором отеля. Однако через двадцать минут я остановился, озадаченно рассматривая баррикаду с довольно узким проходом, около которой суетились несколько полицейских с жестяными рупорами в руках. Поскольку основной моей целью было сфотографировать не только процессию, но и ее участников в отдельности, что не позволял сделать ландшафт, то я смело направился в сторону стражей правопорядка, а рупии стали пропуском на ту сторону баррикады. Судя по всему, заграждение воздвигли во избежание давки, но оно-то и оказалось причиной трагедии. С холма я хорошо видел, как по дороге степенно движется процессия: впереди в соответствии с ритуалом - нага-садху в рубищах, за ними, совершенно обнаженные, посыпающие себя пеплом члены "змеиной" секты нагу-баба.

А уж за ними тянулась вереница паломников мужчин и женщин, одетых в саронги и дхоти, лица которых были раскрашены в соответствии с племенными обычаями, И вот где-то около девяти часов утра толпа словно взбесилась. Как потом мне поведал один из полицейских чинов, кто-то из шествия крикнул: "Разбрасывают!"

Это относилось к омовению садху, которые, после завершения ритуала, стали разбрасывать серебряные рупии. Этого оказалось достаточным, чтобы толпа, ускорив движение, смела со своего пути хлипкую импровизированную баррикаду. Но долгополые одежды, в которые были облачены паломники, сыграли с ними злую шутку - люди падали на землю, а напирающая сзади толпа просто растаптывала несчастных. Растерявшиеся полицейские сначала пытались увещевать обезумевших людей через рупоры, а потом начали стрелять в воздух, что еще больше усугубило панику».

Как позднее было подсчитано, во время давки погибло 800 человек. Но это мало чему научило организаторов праздника - подобные трагедии случались и в последующие годы.

Сергей УРАНОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Катастрофы     Следущая










Сообщество в G+