История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Прощальный гудок «Бонитаса»

8 февраля 1958 года итальянский грузовой пароход «Бонитас» с грузом марганцевой руды отошел от пирса бразильского порта Маракайбо и взял курс на Балтимор.

В день отправки «Бонитаса» погода была хорошей, и ничто не предвещало беды. Но спустя неделю погода сперва начала капризничать, а потом и вовсе превратилась в стихийное бедствие.

И шторм, и буря

Мало того что на акваторию обрушились одновременно шторм и снежная буря, так еще и активизировалось так называемое «парение Гольфстрима» - это когда теплые поверхностные струи течения начинают выделять испарения, которые, струясь по волнам, снижают видимость, как при густом тумане. Капитан Марини намеревался поскорее достичь безопасного Чесапикского залива, но на подходах к мысу Гаттерас судно встретило сильное волнение. В результате чрезмерного перегиба корпуса на волне в нем образовались несколько трещин - в шпангоутах и обшивке в районе первого и второго трюмов. Судно медленно, но верно начало пропускать забортную воду и постепенно погружаться носом.

Первым сигнал о бедствии принял лайнер «Президент Адамс», следовавший из Нью-Йорка в Панаму и находившийся в 25 милях от грузового парохода. Командовал им опытный морской волк, контр-адмирал в отставке Дейл Коллинз. Через 10 минут после получения сигнала «Президент Адамс» изменил курс на западный, в сторону полученных координат. Спустя два часа движения в этом направлении был зафиксирован радиопеленг, свидетельствующий о том, что «Бонитас» находится с противоположной стороны от линии курса лайнера.

А тем временем с «грузовика» поступило паническое сообщение: «Судно продолжает тонуть. Готовимся его покинуть». И далее шли координаты, свидетельствующие о том, что судно отдрейфовало на 67 миль на восток. Теперь «Президенту Адамсу» пришлось, скорректировав курс, доведя ход до 20 узлов, хотя высокие волны увеличивали бортовую качку и рысканье. В 17:26 Коллинз сообщил своему коллеге капитану Марини, что лайнер подойдет к «Бонитасу» не раньше чем через три часа и что они, судя по показанию радиолокатора, пока единственные, кто находится в ближайшей к точке бедствия акватории. В 20:28 капитан Марини сообщил, что отдал приказ об эвакуации экипажа, но из-за больших волн возникла проблема со спуском шлюпки по левому борту. Еще через 15 минут пришло сообщение на корявом английском: «Возможно, можете спустить на воду вашу шлюпку, потому что нет возможно, нет возможно...» После чего связь прекратилась.

Призрачное спасение

Около 21:00 с борта лайнера стал виден полностью освещенный, но уже покинутый экипажем «Бонитас». Команде все же удалось спустить шлюпку, и теперь 27 членов экипажа в оранжевых жилетах дрейфовали на утлом суденышке среди волн в четырех милях от спасателей. По приказу Коллинза, чтобы как-то успокоить волнение, за борт были слиты топливо,смазочное масло, и даже рыбий жир. На мгновение показалось, что шлюпка через несколько минут точно подойдет к борту лайнера, с которого уже сбросили штормтрапы, сетки и швартовые концы, но коварные волны снова потащили лодку в океан, и спустя 10 минут она исчезла в «парении Гольфстрима». В это время, чтобы избежать столкновения с дрейфующим «Бонитасом», «Президент Адамс» вынужден был совершить маневр и только потом ринуться вслед за шлюпкой, местонахождение которой теперь определялось только пускаемыми с ее борта сигнальными красными, а потом и белыми ракетами. Наконец, совершив еще один маневр, «Адамсу» удалось догнать суденышко, обогнать его и лечь на пересеченный курс. И только тогда шлюпка, врезавшись в борт лайнера, как будто оказалась в относительной безопасности. Но волна, ударившись в борт гиганта, обрушилась на почти затопленную водой шлюпку и перевернула ее. В воде оказались все 27 ее пассажиров, и лишь потому, что к тому времени машины «Адамса» были остановлены, никто не попал под работающие гребные винты.

Однако сразу удалось спасти только трех человек: вытащили кочегара Джованни Барбара, висевшего вниз головой в сброшенной спасательной сетке, с кормы подняли капитана Марини и юнгу Альфонсо Контесси, уцепившихся за спасательные концы, а вот четвертый, старший механик, сорвался вниз, когда его уже почти дотянули до поручней. В полночь, когда «Бонитас» исчез с экранов радиолокаторов (продержавшись на плаву пять часов после того, как его покинула команда), к месту катастрофы подошли фрегат американских ВМС «Хартли», эсминец «Лестер», катер береговой охраны «Чачала» и несколько торговых судов. Начался планомерный поиск пропавших моряков. К утру 19 февраля шторм стих, и среди плавающих обломков «Бонитаса» удалось обнаружить и поднять два трупа в спасательных жилетах, плававшие вниз лицом. В 17 часов с эсминца «Лестер» поступило сообщение: из воды живыми удалось поднять старшего помощника и трюмного машиниста, пробывших в холодной воде более 16 часов. Увы, тела остальных 22 членов экипажа поглотило море.

Константин НИКОЛАЕВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Катастрофы     Следущая