История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Реквием по Ту-104

30 июня 1962 года от взлетно-посадочной полосы иркутского аэродрома «Белая» оторвался лайнер Ту-104 и взял курс на Москву. На его борту было 8 членов экипажа и 76 пассажиров, в том числе 14 детей...

В 16:50 по московскому времени контроль за полетом самолета Ту-104 приняла диспетчерская служба Красноярской воздушной зоны. А еще через три минуты в эфире зазвучал истерический голос второго пилота: «Красноярск, я борт 42370, следите за мной!» После чего наступила зловещая тишина.

Уязвленная «гордость»

Ту-104 - катастрофа под Красноярском

Турбореактивный пассажирский лайнер Ту-104 по праву тогда считался гордостью советской науки и техники. На то были свои основания - во второй половине 50-х годов прошлого столетия «тушка» являлась единственным в мире самолетом дальнего магистрального направления.

Но, справедливости ради, стоит отметить, что этот летательный аппарат был далек от совершенства. Несмотря на престижность, летчики «Аэрофлота» не очень любили эту «железную птицу», поскольку она, по причине большого веса, была плохо управляема. Например, при взлете она могла резко набрать высоту, а потом предпринять попытку свалиться в пике. При посадке, наоборот, скачками приходилось гасить скорость. Надо сказать, что тогда юмористы запустили в народ песенку: «Ту-104 - самый лучший самолет, мы обещаем вам скорость и комфорт...», которую пели на мотив похоронного марша Шопена. На то были веские основания. До июня 1962 года были зафиксированы 10 случаев катастроф и аварийных посадок лайнера. Всего же за время эксплуатации «сто четвертого» (до 1981 года) произошло 37 инцидентов с участием этого воздушного судна по причине технических неполадок. Но случай, о котором идет наш рассказ, особый.

Итак, через час после полета не только прервалась радиосвязь с лайнером, но и сам он исчез с экрана обзорной радиолокационной станции диспетчерской службы. Понятно, что была объявлена тревога, и в воздух поднялись вертолеты. Поиск «потеряшки» много времени не занял - маршрут был известен. Известно было и то, что самолет удалился от Красноярска на расстояние не более полусотни километров. К сожалению, депеша от спасателей была неутешительной: обломки самолета были обнаружены в лесном массиве в 28 километрах восточнее села Вознесенка. Немедленно сообщение ушло в Москву, и пока там собирали Государственную комиссию по расследованию причин катастрофы, к ее месту выдвинулся батальон, солдаты которого оцепили территорию. И вот, наконец, началась работа специалистов, которые сразу же отвергли версию о гибели воздушного судна по причине метеоусловий. Погода, конечно, в момент крушения была не идеальной, по причине низкой облачности, но ведь лайнер уже шел в эшелоне на высоте 9 тысяч метров! А потом вдруг пошел на резкое снижение, но не в пике, а по пологой траектории под углом 40 градусов, причем вращаясь вокруг собственной оси. Вот так, на «спине», срезав верхушки деревьев, он и вошел в соприкосновение с землей. Причем время падения составляло не более двух с половиной минут. Удар не был таким сильным, поскольку обломки разбросало всего в радиусе 200 метров, но он не оставил шансов на спасение всем находившимся на борту - и пассажирам, и членам экипажа.

Кто виноват?

Первой версией было то, что причиной катастрофы стал пожар, начавшийся в салоне или в кабине пилотов. В те времена «черных ящиков», которые фиксировали бы переговоры пилотов с землей и регистрировали параметры бортовых приборов, не существовало.

Но тут один из членов комиссии, заместитель начальника КБ имени Туполева генерал-майор Зеленский при осмотре обломков натолкнулся на интересную находку. Это был кусок дюралюминиевой оболочки фюзеляжа, который почему-то оказался внутри пассажирского салона. Более того, в нем было пробито отверстие диаметром 20 сантиметров, а сам металл оплавлен с внутренней стороны. Боевой летчик сразу же понял, что стало причиной гибели лайнера - поражение ракетой. И его версия подтвердилась.

В тот последний рейс борта 42370 в части ПВО, расположенной недалеко от трассы в районе поселка Маганск, проводились учебные стрельбы. Зенитный комплекс произвел залп по учебным целям, но почему-то система наведения боеголовки одной из ракет дала сбой и определила в качестве объекта атаки Ту-104. Цена признанной техногенной катастрофы - 84 человеческие жизни.

Не прошло и трех месяцев, как крушение потерпела еще одна «тушка». На этот раз самолет следовал рейсом Хабаровск - Петропавловск-Камчатский. Он рухнул на землю через 10 минут после взлета. Причем не где-нибудь, а в непосредственной близости от военного полигона Литовко. Тогда причиной катастрофы назвали технические неполадки, хотя пилот другого самолета, следовавшего по параллельному «воздушному коридору», дал показания о том, что видел огненную вспышку, которая не могла быть следствием взрыва бензобаков.

Леонид ЛУЖКОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Катастрофы     Следущая












Интересные сайты: