История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Сладкий потоп

15 января 1919 года, около половины первого пополудни, дежурный смены хранилищ Purity Distilling Company Артур Джелл, завершив обход территории, как обычно, вернулся в свою конторку. Охранник не заметил ничего необычного. А между тем до грандиозной катастрофы оставалось несколько минут...

Американская компания Purity Distilling Company занималась производством патоки - основного ингредиента для приготовления консервов, кондитерских изделий, добавок к корму для скота, но самое главное - в качестве ингредиента для производства рома. Поэтому компания придавала хранению продукта первостепенное значение.

«Пулеметная очередь»

Авария 15 января 1919 года на Purity Distilling Company

Обязанности дежурного по хранилищу были просты: следить, чтобы около огромных резервуаров, окрашенных в коричневый цвет, не болтались посторонние.

Артур Джелл не успел поставить чайник на электроплитку, как в хранилище раздался выстрел, следом пулеметная очередь, а потом прогремел взрыв. Выглянув в окно, Джелл с ужасом увидел, что по проходу несется, набирая скорость, поток темного цвета. Это была патока, каким-то образом вырвавшаяся из резервуара. Ферментированная меласса (или, в просторечии - черная патока), темно-бурая непрозрачная жидкость, несмотря на то что являлась отходом производства сахара, была весьма востребованным продуктом. Так как в США со дня на день должны были ввести сухой закон, владельцы United States Industrial Alcohol Company, чьей дочерней фирмой являлась PDC,стремились выдать «на-гора» максимальное количество бутылок. Поэтому только накануне все резервуары торгового порта Бостона были заполнены доверху продуктом, привезенным из Пуэрто-Рико. И вот в результате аварии огромное количество патоки покинуло свое хранилище и понеслось в сторону города.

Первым принял на себя удар район Норт-Энд. Высота потока достигала от 2,5 до 4,5 метра, при скорости около 60 км/ч. «Сладкая лавина» сметала и захватывала в плен все на своем пути - автомобили, возки, людей, рушила дома, даже, добравшись до городского вокзала, опрокинула на железнодорожную насыпь поезд. Несмотря на то, что полицейский, дежуривший на посту около входа в порт, оперативно оценил обстановку и доложил начальству, уже ничего нельзя было сделать - те горожане, которые бросались на помощь пострадавшим, не могли сделать и нескольких шагов, поскольку обувь липла в вязкой массе. Потоп продолжался недолго, чуть больше часа, но за это время техногенная катастрофа успела причинить немало бед. В частности, официально было объявлено о 21 погибшем и 150 пострадавших, поступивших в развернутый госпиталь Красного Креста.

Техническая усталость

На ликвидацию последствий аварии власти бросили не только полицейских, но и курсантов Военно-морской кадетской школы. Однако основная задача была возложена на пожарных, которые, заполнив в порту цистерны машин морской водой, мощными струями из брандспойтов смывали начавшую загустевать массу. Впоследствии подсчитали, что на все мероприятия ушло 872 чел./ч, ущерб же в денежном эквиваленте составил 600 тысяч долларов (около 8 миллионов на сегодняшний день).

Тем временем была создана комиссия по выяснению причин аварии. Они пришли к выводу: виновато старение металла резервуара высотой 27 метров и диаметром 15 метров, вмещавшего 8700 кубических метров патоки. Видимо, не последнюю роль в катастрофе сыграла температура воздуха. В ночь на 15 января она повысилась с -17° до 5° по Цельсию. В результате начался процесс брожения, спровоцировавший поднятие внутреннего давления в емкости. А оно, в свою очередь, стало выбивать металлические заклепки на обручах, скреплявших стальные листы резервуара. По мнению экспертов, аварию можно было бы предотвратить, если бы перед загрузкой патоки бак был бы заполнен водой под давлением. Ведь после загрузки продуктом визуальный контроль возможной утечки был невозможен, поскольку баки были выкрашены в коричневый цвет, ничем не отличавшийся от цвета патоки.

Однако представители United States Industrial Alcohol Company отрицали свою вину, предложив другую сомнительную версию произошедшего. По их мнению, это была диверсия местных анархистов, совершивших уже несколько терактов в Бостоне. Тем не менее все-таки начался судебный процесс, который длился целых шесть лет. Во время него было заслушаны заявления 125 истцов, допрошено около 3 тысяч свидетелей. Столь длительный срок объясняется тем, что в зале суда просто не хватало мест для всех участников процесса, включая многочисленных адвокатов. В результате компанию признали виновной в нарушении техники безопасности и обязали выплатить компенсацию в размере 1 миллиона долларов. Причем родственники погибших получили всего по 7 тысяч долларов. А на следующий день после трагедии, 16 января 1919 года, была принята 18-я поправка к Конституции, устанавливающая на территории США сухой закон, действовавший вплоть до 1933 года.

Сергей УРАНОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Катастрофы     Следущая












Интересные сайты: