История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Таран в «земном раю»

Около 40 лет тому назад произошла самая крупная в истории гражданской авиации авиакатастрофа - 27 марта 1977 года в результате столкновения двух пассажирских суперлайнеров «Боинг-747» в аэропорту Лос-Родеос на Канарских островах погибли почти 600 человек.

27 марта 1977 года террористы из «Движения за независимость и автономию Канарских островов» взорвали бомбу в аэропорту Лас-Пальмаса - главных воздушных воротах Канарских островов. Никто из пассажиров не пострадал, но администрация временно закрыла терминал и все воздушные судна перенаправила в аэропорт Лос-Родеос. Он располагался на высоте 700 метров над уровнем моря в ложбине двух гор.

Руление на ощупь

Авиакатастрофа 27 марта 1977 года в аэропорту Лос-Родеос

«Боинг-747» голландской авиакомпании KLM сел в Лос-Родеосе ровно в 13:05 по местному времени. На борту находились 234 туриста из Голландии. Пилотировал лайнер один из лучших летчиков KLM - 50-летний капитан Якоб ван Зантен. После 20-минутного ожидания пассажиров высадили и отправили на отдых в здание аэровокзала.

Тем временем на аэродроме становилось все теснее, новые самолеты прибывали на летное поле. В их числе был и «Боинг-747» авиакомпании Pan American - чартер туристической фирмы «Ройял Круиз» с 396 американскими гражданами на борту. Капитан экипажа Виктор Граббс по приказу диспетчеров занял свое место на летном поле.

Капитан ван Зантен получил указание из Амстердама вылететь не позднее 19:00, иначе пришлось бы платить пассажирам денежную неустойку за неудобства. Уже через 15 минут его самолет появился на взлетной полосе, перегородив дорогу американскому «боингу». Началась посадка пассажиров. Но Лас-Пальмас пока не давал добро на вылет. За это время голландцы решили заправить лайнер. Экипаж американского самолета уже изрядно устал, так как находился в пилотной кабине около 11 часов. Они в любую секунду готовы были вылететь, но голландцы не давали это сделать.

Ветер принес с океана дождевые облака, которые накрыли полосу серой пеленой. Посадочные огни в аэропорту не работали. Наконец диспетчер дал команду «боингу» KLM выруливать на полосу, свернуть на третьем съезде налево и продолжить путь дальше до особого указания.

Диспетчер говорил по-английски, но с таким испанским акцентом, что второму пилоту пришлось несколько раз уточнять маршрут. С вышки поступила команда рулить по полосе, а потом, развернувшись, запросить разрешение на взлет. В это время надвинулось темно-серое облако, видимость упала до нуля, и самолет двигался по бетонке вслепую.

Капитан Граббс получил команду следовать за голландским лайнером, а затем свернуть на третьем съезде на выруливание. В 17:05 видимость в тумане не превышала 50 метров, капитан ван Зантен с трудом угадывал границы ВПП. Американский «боинг» в тумане не мог разглядеть огни третьего поворота.

Внезапный таран

Видимость временно улучшилась, и голландец двинул ручки двигателя вперед. Второй пилот заметил, что команды на взлет от диспетчера не было, но не настоял на своем, а доверился старшему командиру. Эта ошибка стала роковой. Продублировать команду диспетчера пилоты не смогли, так как в это время в наушниках раздался треск. Ничего нельзя было понять. «Боинг» Pan American все еще находился на полосе. Решив, что разрешение на взлет получено, самолет KLM начал свой разбег.

Американцы слишком поздно поняли, что надо уходить с полосы. На это у них оставалось 10 секунд. Капитан Граббс оцепенел - на них со страшной скоростью надвигалась махина второго «боинга». Командир голландского экипажа потянул штурвал на себя, но было уже поздно. Оторвавшись на несколько метров от земли, на скорости 250 км/ч самолет KLM врезался в своего близнеца.

Четыре «слоновьи ноги» основных стоек шасси голландского «боинга» вскрыли верхнюю палубу американского лайнера, как консервную банку. От удара стойки отлетели, и самолет рухнул на бетонку в 150 метрах от места столкновения. Полуразрушенный фюзеляж голландской машины еще 300 метров тащило по полосе, пока он не остановился, весь объятый пламенем.

Пассажиры Pan American сразу и не поняли, что случилось. Они подумали, что это террористы организовали очередные взрывы. Тем временем горящий керосин из баков «боинга» KLM поджег американский лайнер. Люди, сидевшие с правой стороны, спрыгивали на бетон и бежали от сильного пламени. Спаслись только 70 человек, из них девять позже умерли от страшных ожогов. Уцелел и весь экипаж капитана Граббса.

Из пассажиров и членов экипажа голландской машины не уцелел никто. В целом взлетная полоса Лос-Родеоса в тот день стала могилой для 583 человек.

Виктор ВОЛЫНСКИЙ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Катастрофы     Следущая










Сообщество в G+