История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Брандер и Галифакс

Иногда морские сражения выигрывались после тарана кораблей противника брандером - судном, начиненным взрывчаткой или горючей жидкостью. Но случались такие происшествия и по чистой случайности, из-за человеческого фактора.

Французский транспорт «Монблан» был построен в 1899 году и успел побывать во многих штормовых переделках. Так бы он и возил мирные товары, если бы не Первая мировая война. После ее начала «Монблан» наскоро подлатали, покрасили в серый цвет и установили на носу четырехдюймовую пушку. С этого момента судно вспомогательного флота стало перевозить исключительно военные грузы. Исключением не был и рейс из Нью-Йорка в канадский Галифакс, где суда собирались в конвой, который дальше через Атлантику следовал в Европу.

Иду на таран!

5 декабря 1917 года «Монблан» под командованием опытного капитана Айма Ле Медека подошел к месту назначения и бросил якорь на внешнем рейде. С канонерской лодки проверили его по системе «свой-чужой», после чего последовал приказ: утром по мере нормальной видимости идти в порт. Через некоторое время на борт поднялся лоцман, который должен был осуществить проводку. О том, чем загружен «Монблан», знали только члены команды и несколько высокопоставленных чиновников на берегу. А груз был секретный: 2,5 тысячи тонн взрывчатки разного типа в ящиках, и плюс к этому 35 тонн бензола в бочках, часть которых была установлена на палубе.

В это время в порту чиновников на чем свет стоит ругал капитан норвежского парохода «Имо» Хаакен Фром. Гнев его был справедлив: баржа с углем для топлива пришла с трехчасовым опозданием только в шесть часов вечера. И теперь ему ничего не оставалось, как дожидаться утра.

И вот наступило долгожданное утро. «Монблан» снялся с якоря и двинулся, как ему и было предписано, в гавань Бедфорд. А навстречу ему уже шел норвежец. В том, что произошло дальше, не смог толком разобраться даже суд. Если кратко: суда встретились на узком фарватере, проходящем между островом Макнаб и мысом Плезант. Капитан Ле Медек, оценив более внушительные габариты «Имо», решил взять вправо, о чем оповестил гудком, который тут же был поглощен двумя гудками со встречного судна, - это капитан Фром принял решение изменить курс влево. И в этой ситуации два морских волка вдруг растерялись. Каждый решил маневрировать по своему усмотрению. Эта суматоха закончилась тем, что «Имо» носом врезался в борт «Монблана».

«Хиросима» у пирса

Взрыв в канадском Галифаксе

Скорость была небольшой, пробоина невелика, но во время столкновения были повреждены бочки с бензолом, находившиеся на палубе «Монблана». Горючая жидкость, вылившаяся на палубу, стала просачиваться в трюм. Может быть, на этом все бы и закончилось. Но Фром дал команду: «Малый назад». Во время высвобождения носа судна из-за трения металла образовался сноп искр, который воспламенил бензол.

Огонь мгновенно охватил транспорт. Ле Медек отдал приказ покинуть корабль. Была еще одна возможность избежать взрыва - затопить судно, но для того чтобы открыть заржавевшие кингстоны, потребовался бы не один час.

«Имо» и шлюпки с командой «Монблана» поспешно направились к берегу, а горящее судно медленно начало дрейфовать в сторону порта. И в 9:04 оно уткнулось в деревянный пирс. А в это время на набережной собралась огромная толпа, желавшая поглазеть на невиданное зрелище. Многие зеваки из числа рабочих текстильной фабрики и литейного завода, расположенных поблизости, забрались на крыши цехов.

Внезапно раздался взрыв. По разрушительной силе он составил 1/5 от мощности атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Последствия были ужасными. Полностью был разрушен и охвачен пожарами северный район Ричмонд.

По официальным данным, погибли 1963 человека. Еще почти 2 тысячи оказались в списке пропавших без вести - либо несчастные сгорели, либо их просто разорвало на мельчайшие фрагменты. Полностью оказались разрушены 12 тысяч зданий, в том числе три школы, в которых погибли около 500 школьников. Многие дома получили серьезные повреждения.

100-килограммовый кусок шпангоута «Монблана» был найден в 19 километрах от Галифакса. Общий ущерб от катастрофы составил, по тем меркам, 35 миллионов канадских долларов. 13 декабря в уцелевшем здании городского суда состоялось первое судебное разбирательство по поводу трагедии. Но капитан «Имо» и его лоцман погибли во время взрыва. Поэтому выслушать их не представилось возможным, и расследование в итоге прекратили.

Сергей УРАНОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Катастрофы     Следущая












Интересные сайты: