История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Загадочные авиакатастрофы

Одной из версий авиакатастрофы 19 марта 2016 года в Ростове-на-Дону являлась... погодная аномалия. «В районе аэродрома наблюдалось очень редкое явление, которое называется "струйное течение", - рассказал ведущий специалист центра погоды "Фобос". - Это когда скорость ветра превышает 100 километров в час. Это струйное течение наблюдалось уже с высоты 629 метров и простиралось почти до 10 тысяч метров». Однако если взглянуть на историю авиакатастроф, мы увидим, что погодные аномалии уже не раз играли злую шутку с пассажирами и экипажами лайнеров. Так что же помешало благополучно приземлиться этим самолетам?

Шаровая молния

Природа шаровых молний до сих пор достоверно неизвестна, но принято считать, что они большей частью зарождаются при ударе мощных линейных молний. Это либо отрывки не завершившегося процесса разряда линейной молнии, либо остатки плазменного канала после нее, либо, наконец, результат действия коронного разряда вокруг линейной молнии.

Шаровая молния является ярко светящимся электрическим разрядом. Свечение может быть белым, желтым, красным, оранжевым или голубым. Двигается она по сложной траектории, медленно и плавно. Движение может сопровождаться тихими жужжащими, свистящими или шипящими звуками. Исчезает шаровая молния либо бесшумно, либо с громким треском, испуская яркие искры. После исчезновения часто остается резко пахнущая дымка. Диаметр огненного шара колеблется от 25 сантиметров до нескольких метров, форма - в основном шарообразная, но встречаются шаровые молнии грушевидной, яйцеобразной и каплеобразной формы.

Случаи авиакатастроф в результате попадания в самолет обычной, линейной молнии уже были, а вот с уверенностью сказать, что причиной какой-либо катастрофы стала молния шаровая, пока нельзя. Однако кое-какие факты на этот счет имеются. Так, в декабре 1999 года сразу две шаровые молнии взорвались около украинского тяжелого транспортника Ан-124, доставлявшего в разрываемую гражданской войной Сьерра-Леоне гуманитарный груз ООН. С отказавшим двигателем «Руслан» преодолел почти четыре тысячи километров и благополучно приземлился в Беларуси.

Другой случай произошел с машиной известного советского летчика-испытателя Владимира Елисеева. Во время испытаний тяжелого бомбардировщика над Баренцевым морем около него взорвалась шаровая молния, которая вывела из строя руль высоты. В условиях густой облачности и болтанки, используя вместо руля плохо слушающийся триммер (вспомогательное устройство, позволяющее удерживать самолет в нужном положении), экипаж все-таки сумел вернуться и посадить машину.

Звезда по имени Солнце

Аномалия Солнца

Светило, дающее на планете жизнь всем нам, с такой же легкостью может ее и забрать. Аномалий, с ним связанных, наблюдалось предостаточно. Например, 22 марта 2003 года над северной японской префектурой Хоккайдо солнце появилось из-за морского горизонта... в виде ромба. Спустя пять секунд ромб трансформировался в квадрат, а затем - в нормальное круглое светило. К счастью, фотографу-любителю Дзюнъити Ямамото удалось запечатлеть это уникальное явление. Ученые объясняют необычный оптический эффект особым преломлением лучей над поверхностью моря, когда температура воды значительно выше атмосферной.

То же самое произошло и на Кипре 1 апреля 2003 года, примерно в 12:08. Тогда солнце, поднимающееся над горизонтом, также приобрело форму треугольника, затем трансформировавшегося в квадрат, а спустя пять минут - в светило обычной формы.

Кроме того, иногда в тихую погоду на закате или восходе солнца можно наблюдать появление около светила одной или двух его копий (паргелий). Это явление происходит по той причине, что солнечные лучи отражаются от вертикально расположенных ледяных кристаллов (из которых образуются перистые облака). Такие ложные светила могут висеть на месте или медленно двигаться в сторону настоящего солнца. Цвет ложного солнца может не совпадать с настоящим и быть белым или желтым.

Иногда каждое подобное явление может стать самостоятельным источником света и породить, так сказать, целый выводок ложных солнц. В этом случае сочетание световых пятен и колец на небе становится настолько сложным, что мы с трудом можем отличить саму звезду от огромного количества ее огненных отражений. Но это столь редкое явление, что оно даже не имеет самостоятельного названия.

Что же касается авиакатастроф, причиной которых явилось Солнце, то одна из них произошла в столице Ливии Триполи 12 мая 2010 года. При заходе на посадку рассеянные в тумане лучи светила дезориентировали пилотов аэробуса, и самолет рухнул на землю. А 17 марта 2005 года командира российского Ан-24, перевозящего вахтовиков-нефтяников из Перми, ослепило восходящее солнце, в результате чего пилот перепутал взлетно-посадочную полосу с идущей рядом грунтовой дорогой-зимником и приземлился на нее. Тогда погибли 28 человек.

Это был... мираж!

Как известно нам из школьного курса физики, свет распространяется по прямой лишь в однородной среде, а на границе двух сред луч преломляется. Явление преломления солнечных лучей при прохождении слоев воздуха с резко отличающейся температурой называется рефракцией.

Небесные светила (Солнце, Луна, звезды) в этом случае кажутся «приподнятыми» относительно своего истинного положения на небе. Особенно сильно рефракция проявляется, когда светила находятся у горизонта. Посчитано, что смещение в этом случае составляет приблизительно полградуса. Поэтому, когда мы видим касающиеся горизонта нижним краем Солнце или Луну, в тот момент за горизонт на самом деле заходит уже их верхний край.

Также в результате рефракции в атмосфере могут появляться изображения отдаленных объектов (миражи), а круг Солнца или Луны может принимать вид овала. Лучи света, идущие от предметов на поверхности, преломляются в атмосфере и возвращаются вниз за десятки или сотни километров от своего источника. В этом случае мы можем наблюдать «поднятие горизонта» (верхний мираж), то есть предметы, висящие в воздухе. Иногда наблюдается и «нижний мираж», когда предмет можно наблюдать, как будто он отражен в воде, то есть вверх ногами.

Судя по всему, очень редкий мираж авиакатастрофы наблюдался 24 марта 1997 года близ английской деревни Болстерстоун. Тогда между девятью и десятью часами вечера множество людей, приехавших из расположенного неподалеку Шеффилда, чтобы без помех наблюдать за кометой Хейла - Боппа, увидели нечто ужасное. Внезапно в небе показался низко летящий самолет со включенными бортовыми огнями. Спустя несколько секунд он с оглушительным взрывом врезался в землю около Дервентского водохранилища, а в воздух поднялся столб дыма.

Вскоре полицию захлестнула волна звонков от очевидцев. Были вызваны свыше сотни полицейских, семь горноспасательных команд и специальные собаки-ищейки. Два вертолета прочесывали местность в поисках разбившегося самолета. Но 24 часа спустя, после того как был обследован участок площадью 130 квадратных километров, поиск решили прекратить. Кроме того, от авиационных служб не поступало никаких сообщений о терпящем бедствие самолете.

Евгений АЛЕКСАНДРОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Катастрофы     Следущая












Интересные сайты: