Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать




«Постой, паровоз...»

Научно-технический прогресс всегда шагает рядом со смертями, которые порождаются катастрофами. И хотя первенство по жертвам уверенно держат дорожно-транспортные происшествия, не менее значительная печальная статистика сопровождает и железнодорожный транспорт.

Одно из первых крушений на железнодорожном транспорте было очень впечатляющим, но огромного количества жертв по счастливой случайности тогда удалось избежать.

Вещий сон

Авария на вокзале Монпарнас

22 октября 1895 года машинист Гийом-Мари Пелерен проснулся в отвратительном настроении. Виной тому был сон, приснившийся ему под утро. Как будто стоит он в кабине своего паровоза и внимательно всматривается вдаль. На голубом небе ярко светит солнце, и вдруг на него начинает спускаться стая черных птиц. Их становится все больше и больше, и вот уже раскаленный диск полностью скрывается в массе пернатых. Что было дальше, Пелерен не успел узнать - проснулся в холодном поту.

За завтраком он жевал вяло, не ощущая вкуса еды, что не укрылось от внимания жены. Но на все ее вопросы, не заболел ли он, только отмахивался. Настроение машиниста немного улучшилось только тогда, когда он подошел к воротам железнодорожного депо, - в конце концов, за спиной почти 20 лет безупречной службы на Западной железной дороге. А вот и его паровоз №721, который за время поездок стал вторым домом Пелерена, а кочегар Франсуа - вроде родного брата. Сейчас он подбрасывал уголь в топку, и над трубой вились клубы черного дыма.

Поднявшись в кабину, Гийом поздоровался со своим напарником и, бросив взгляд на манометр, медленно отжал рычаг реверса. Паровоз медленно двинулся по путям в сторону водонапорной башни - предстояло пополнить запас воды.

Вся процедура заняла 10 минут, и скоро паровоз был уже на путях сортировочной станции, где формировался состав поезда №56, следующего маршрутом Гранвиль - Париж: 12 вагонов, из них два багажных и почтовый, прицепленные сразу за паровозом, восемь пассажирских, а также еще один багажный после них.

В 8:10 экспресс подошел к перрону вокзала Гранвиля, и началась посадка. Начальник поезда Альбер Марриэт подошел к паровозу и, покручивая седой длинный ус, поздоровался с машинистом: «Все ли в порядке, месье Пелерен?» Тот кивнул и тут же вспомнил свой сон. Но делиться своими страхами с начальником не решился. «Гийом, тут от руководства пришло странное распоряжение - отключить нашу тормозную систему, так что ты учти это». Пелерен снова кивнул, недоумевая, зачем блокировать внутривагонный тормоз экстренной остановки, которым пользуются кондукторы. Но машинально, повернув краник, заблокировал его.

На всех парах

И это было большой ошибкой. До отправления поезда оставалось еще 35 минут, а когда настало время отправления, Пелерен, бросив взгляд на манометр котла, с удивлением увидел, что стрелка заползла за красную черту. Прибор вышел из строя или кочегар чересчур сильно разогрел топку? Часы показывали уже 8:52, когда машинист сообразил: ведь он же сам перекрыл подачу пара в тормозную систему, отсюда и избыток. Со вздохом облегчения Гийом медленно нажал на рычаг реверса. Паровоз дал продолжительный свисток и тронулся в путь.

Поездка проходила нормально, и Пелерен уже забыл о своих страхах. Единственное, что его беспокоило, - так это то, что состав из-за задержки в Гранвиле опаздывал на 10 минут. И здесь машинист допустил еще одну ошибку, дав команду кочегару на последнем перегоне подбросить угольку в топку. Забыл Пелерен, что в этом месте дорога идет под уклон, и поезд стремительно стал набирать скорость. Осознав свою ошибку, машинист приказал травить пар из котла и включил экстренное торможение.

Однако было уже поздно. Несмотря на то, что скорость немного превысила 40 км/ч, поезд проскочил пассажирский перрон, выбил путевой упор и врезался в стену вокзала Монпарнас. Состав пересек зал ожидания, в котором на тот момент, к счастью, было совсем немного пассажиров, паровоз снова пробил стену и с высоты 10 метров рухнул на улицу Ренн. Несмотря на масштабы катастрофы, паровозная бригада отделалась легкими травмами. За исключением двух человек, не пострадали и пассажиры. А вот продавщице газет Мари-Огюстен Агилар не повезло: рухнувшая каменная стена раздавила ее киоск. По иронии судьбы, в тот день она подменяла мужа, который заболел и остался дома. Последние слова, которые слышал от нее супруг: «Какая разница, где вязать носки: в киоске или дома?» По результатам расследования в крушении виновным был признан Гийом-Мари Пелерен: его приговорили к двум месяцам тюрьмы и штрафу 50 франков в качестве моральной компенсации семье погибшей. Руководство Западной железной дороги взяло на себя все расходы по похоронам погибшей, и даже назначило пенсию двум ее несовершеннолетним сыновьям. А вот как извлечь паровоз из ловушки, чиновники думали четыре дня, и за это время вокзал Монпарнас, который снесли только в 1967 году, превратился для парижан в оригинальный аттракцион.

Леонид ЛУЖКОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Катастрофы