Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать




Трагедия в «мешке бурь»

На оживленных морских просторах нередко можно встретить суда, которые даже по внешнему виду заметно отличаются от других. У них длинный корпус и сравнительно небольшая надстройка над палубой, обычно смещенная к корме. Это танкеры - корабли, предназначенные для перевозки нефти и нефтепродуктов.

В мире танкеров есть настоящие гиганты, грузоподъемность которых достигает сотен тысяч тонн. Одним из них был «Амоко Кадис» - супертанкер, ходивший под либерийским флагом и принадлежавший американской компании «Амоко».

«Амоко Кадис» ввели в эксплуатацию в 1975 году. А в марте 1978 года у мыса Финистер произошла экологическая катастрофа. Из расколотого пополам супертанкера в воды Ла-Манша вылилось около 230 тысяч тонн нефти, и жизнь тысяч семей прибрежной Бретани так больше и не вернулась в прежнее русло. Эта трагедия стала рекордной по количеству загубленных представителей морской фауны

На полном ходу

Авария нефтеналивного танкера «Амоко Кадис»
Авария нефтеналивного танкера «Амоко Кадис» у пролива Ла-Манш погубила 400 километров побережья

Огромный 330-метровый танкер шел обычным рейсом из Персидского залива в голландский порт Роттердам. Его танки были полны: на иранском острове Харк в них залили 100 тысяч тонн легкой арабской и более 125 тысяч тонн сырой иранской нефти.

В тот четверг, 16 марта 1978 года Атлантику сильно штормило. Утром танкер находился у входа в Ла-Манш, следуя специальным «коридором», установленным для нефтеналивных кораблей. Вахтенный штурман доложил капитану Паскалю Бердари, что судно плохо слушается руля. Механики срочно приступили к ремонту, но так ничего и не смогли сделать - танкер оказался неуправляемым. Капитан доложил о положении судна владельцам. Западногерманский спасательный буксир «Пасифик» находился совсем близко, во французском порту Брест. Его экипаж первым узнал о трагедии на танкере, но капитан ждал разрешения и инструкций из Гамбурга. Между экипажем танкера и руководством немецкой спасательной компании начался денежный торг. Никто не хотел уступать, и только тогда, когда им удалось договориться по формуле Ллойда (10% от стоимости груза в случае успеха спасательной операции - около 2 миллионов долларов), западногерманское судно начало спасательную операцию.

«Амоко Кадис» в это время находился в очень опасном месте, которое моряки называют «мешком бурь». Здесь обычно сильно штормит, а район у северо-западного побережья полуострова Бретань пользуется дурной славой из-за многочисленных подводных скал и мелей.

В условиях шторма «Пасифик» взял супертанкер на буксир и удерживал против ветра и волн почти 3 часа. Однако буксирный конец не выдержал и лопнул. Еще 3 часа ушло на то, чтобы в условиях десятибалльного шторма завести новый трос. Когда же и второй конец срезался ударом гигантской волны, все поняли, что катастрофы не избежать.

В 9 часов вечера члены экипажа услышали сильный удар по днищу - танкер прочно сел на риф, в пробоины хлынула вода, которая затопила машинное отделение, судно накренилось и осело на корму. В эфир полетели сигналы SOS. Но никто уже не мог помочь нефтяному гиганту - сильный шторм затруднял спасательные работы.

К 2 часам ночи французские вертолетчики сняли с тонущего танкера весь экипаж. А утром 17 марта корабль разломился, и в море хлынула черная масса. Пострадало все побережье Бретани, а это почти 400 километров. Погибли устричные плантации, огромное количество рыбы и птицы. А люди получили заболевания дыхательной системы.

Здесь птицы не поют

Очищать побережье принялись сразу. За день удалось убрать 150 тонн загрязненной воды, но нефть все лилась и лилась из танкера. Новыми приливами ее выбрасывало на уже очищенные участки пляжа вместе с погибшей рыбой, птицами, моллюсками, водорослями. За время спасательной операции собрали 100 тысяч тонн воды, смешанной с нефтью, однако количество нефти, выделенной из этой смеси, составило лишь 20 тысяч тонн. Берег решили посыпать тальком: смешиваясь с нефтью, он образовывал комки, которые граблями собирали в цистерны. На спасательные работы потратили 460 миллионов франков.

Журналисты назвали аварию в «мешке бурь» катастрофой века. Впоследствии один старый рыбак говорил: «Никто не может сказать, сколько потребуется лет - 5 или 50, чтобы все стало как прежде».

Белые песочные пляжи превратились в черные нефтяные поля, а нефтяное пятно было видно даже из космоса. И все специалисты утверждают, что катастрофу можно было бы предотвратить, если бы не халатное отношение к техническому состоянию судна, алчность спасательной команды и пренебрежение штормовым предупреждением.

Виктор ПРИХОДЬКО





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Катастрофы