Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





По дороге домой

Железнодорожный транспорт - один из самих недорогих, удобных и безопасных. Но катастрофы происходят и здесь. Чаще всего это случается из-за элементарной халатности и разгильдяйства железнодорожников. Так произошло и 12-13 декабря 1917 года у французского селения Сен-Мишель-де-Морьен...

В декабре 1917 года на основных фронтах Первой мировой войны установилось рождественское затишье. Именно в эти дни произошла крупнейшая железнодорожная катастрофа XX столетия.

На запах Рождества

Вечером 12 декабря в военном эшелоне №612 домой на Рождество возвращались из Италии свыше тысячи французских солдат, которые месяц тому назад участвовали в битве при Капоретто. Они помогли итальянской армии выстоять и укрепить линию обороны.

Поезд следовал в город Шамбери. Солдаты собирались провести там 15 дней вместе с семьями - это было чудесное время рождественских каникул. Но в условиях войны не хватало локомотивов и вагонов, поэтому железнодорожники соединили два состава. Эшелон состоял из 17 вагонов итальянского производства с легкими деревянными кузовами и железными ходовыми частями: по одному багажному вагону в голове и хвосте, 15 вагонов на тележках. Тянул его один локомотив. Это было грубым нарушением техники безопасности - на такой состав требовалось два. Вес поезда составлял 526 тонн при длине 350 метров. Из всех вагонов воздушными тормозами были оборудованы первые три, а на остальных были лишь ручные, поэтому по ним распределили семь тормозильщиков, приводивших тормоза в действие по гудкам паровоза. Местность, по которой следовал эшелон, была зоной повышенной опасности: высота достигала 1000-1300 метров над уровнем моря и в этой части французских Альп половину пути занимал крутой спуск.

Поезд миновал Мон-Сенисский туннель, соединяющий Францию и Италию, а в Модане к нему прикрепили еще два двуосных вагона. Стоянка на станции длилась около часа. Большинство офицеров пересело на экспресс Модан - Париж. Это и спасло им жизнь.

Машинист хорошо знал следующий участок пути и наотрез отказался вести такой перегруженный состав. Его заставили сделать это под угрозой трибунала.

Последний путь

Катастрофа 12 декабря 1917 года возле селения Сен-Мишель-де-Морьен

В 23:15 эшелон отправился от Модана в свой последний путь. Поначалу машинисту на склоне удавалось контролировать скорость. Но после поселка Френе уклон увеличился, и тормозной силы уже не хватало. На крутом спуске в долину Морьен эшелон вышел из-под контроля машиниста и начал стремительно разгоняться. Вскоре скорость составила 135 км/ч. Ближе к концу спуска она спала, но за 1300 метров до селения Сен- Мишель-де-Морьен путь сильно изгибался - допустимая скорость здесь была не более 40 км/ч. В это время тормоза уже сильно перегрелись, и под вагонами разгоралось пламя.

Когда на скорости 102 км/ч состав влетел в этот поворот, сцепку между тендером и первым вагоном разорвало. Пройдя еще около 200 метров, первый вагон сошел с рельсов, и в него стали врезаться другие. Вагоны налетали друг на друга, пламя стремительно перебрасывалось на деревянные конструкции, и пожар усиливался. Стоит отметить, что некоторые солдаты незаконно везли с собой гранаты и оружие, которые теперь подпитывали огонь.

Три вагона остановились в узкой выемке и не давали шансов убежать от пожара. Вагоны горели около суток. Несмотря на быстро прибывшую помощь, спасать было уже практически некого. Раненых отправляли в городской военный госпиталь и на макаронную фабрику, находившуюся рядом с местом происшествия, - там устроили временный госпиталь. На месте крушения опознали 424 погибших, еще 135 тел не удалось идентифицировать.

Вдоль железнодорожного полотна и у правого берега реки было найдено 37 погибших солдат, выпрыгнувших из вагонов во время неконтролируемого спуска состава либо после начала пожара. Еще около сотни раненых умерли в течение 15 дней.

Живыми осталось лишь 183 человека. В катастрофе погибло около 700 человек. Всех похоронили в братской могиле около городского кладбища. Первые дни катастрофа имела статус военной тайны. Через четыре дня ежедневная газета коротко сообщила о происшествии. В ходе следствия арестовали шесть работников железнодорожной компании, но военный суд их оправдал. Катастрофа воинского эшелона №612 и поныне является крупнейшей железнодорожной аварией в истории Франции и Европы, а по официальному числу жертв - крупнейшей в мире в XX веке.

Виктор ПРИХОДЬКО



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Катастрофы     Следущая










Сообщество в G+