Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Чёрный список «большой тушки»

Лайнер Ту-154 («Полтинник», «Туполь», «Большая Тушка», «Аврора»), созданный Конструкторским бюро Андрея Туполева и запущенный в 1970 году в серию, является самым массовым советско-российским реактивным пассажирским самолетом.

На борту Ту-154, легендарного советского самолета, разыгрываются события самого популярного из выпущенных в СССР фильмов-катастроф - «Экипаж» (1979 год). Но, к сожалению, даже при героизме и мастерстве пилотов большинство катастроф заканчиваются гораздо хуже, чем на экране.

Ночь с 7 на 8 июля 1980 года. Алма-Ата

Модификация Ту-154Б-2 относится к экономклассу, рассчитана на 180 пассажиров и использовалась почти исключительно на внутренних рейсах.

Самолет алма-атинского авиаотряда был принят в эксплуатацию в 1979 году и в силу малого срока службы не проходил ни одного крупного ремонта. Лайнеру предстояло выполнить рейс из Алма-Аты в Симферополь с промежуточной посадкой в Ростове-на-Дону. Помимо экипажа из 10 человек, под командованием Алексея Кулагина, на борту находились 156 пассажиров, включая 30 детей.

В 0:38 по местному времени «Туполь» оторвался от взлетной полосы. На высоте 120 метров экипаж начал убирать механизацию крыла. Через несколько секунд самолет стал быстро снижаться, накренившись вправо на 18 градусов. Крен удалось устранить почти сразу, но эти несколько секунд стали роковыми. Меньше чем через две минуты после взлета самолет упал на пшеничное поле в трех километрах от аэродрома. Отскочив от земли и повернув вправо, он снова упал на землю и, проскользнув, рухнул с трех метров, врезавшись в боковой склон оврага.

Носовая часть лайнера вылетела из оврага и врезалась в квартал на окраине казахской столицы, снеся два жилых барака и четыре жилых дома. Все, кто находился на борту «Туполя», погибли. На земле были ранены 9 алмаатинцев.

Причиной катастрофы стал внезапный нисходящий воздушный поток, ударивший по борту лайнера в момент, когда экипаж проводил уборку механизации крыла. Формально никаких ошибок и нарушений допущено не было, хотя нагрузка самолета оказалась близка к максимальной.

11 октября 1984 года. Омск

11 октября 1984 года. Катастрофа в Омске

Самолет под командованием Бориса Степанова с 9 членами экипажа и 170 пассажирами (включая 24 ребенка) на борту завершал рейс из аэропорта Пашковский в Краснодаре.

На подлете к Омску погода резко ухудшилась. При высокой облачности порывы ветра достигали 9 м/с. Из-за моросящего дождя видимость на взлетно-посадочной полосе составляла 3 километра. Условия были сложными, но посадка в таких случаях допускалась. На запрос о готовности принять лайнер диспетчер, хотя и со второго раза, ответил положительно.

Выведя лайнер из облаков, капитан сначала приказал включить, а затем выключить фары, решив, что их яркий свет только затруднит посадку. Вторично их включили, уже когда колеса коснулись полосы аэродрома. В этот момент пилоты увидели впереди две снегоуборочные машины.

Самолет начал отворачивать вправо, но предотвратить столкновение не получилось. На обеих машинах имелись емкости с керосином по 7,5 тонны каждая, взорвавшиеся в момент аварии. От мощного удара и взрыва самолет развернуло влево, после чего фюзеляж разломился надвое, а его передняя часть перевернулась и загорелась. Когда службы аэропорта приступили к спасению, все было уже кончено. В живых остались только четыре пилота и один пассажир.

Как показало расследование, диспетчер, разрешив выезд машин, заснул на рабочем месте и не включил световое табло «ВПП занята». Сами снегоуборщики не были оснащены сигнальными маячками и рациями.

Руководитель полетов и диспетчер были осуждены на 15 лет. Диспетчер, по непроверенным данным, покончил с собой в камере.

10 июля 1985 года. Район Учкудука

Как и пятью годами ранее в Алма-Ате, жертвой стал предназначенный для внутренних рейсов лайнер Ту-154Б-2, причем дело снова происходило в Средней Азии в самую летнюю жару, непредсказуемым образом воздействовавшую на воздушные потоки.

Самолет под командованием Олега Белисова эксплуатировался в течение семи лет и совершал рейс по маршруту Карши - Ленинград с промежуточной посадкой в Уфе.

На его борту находились 191 пассажир (включая 52 детей) и девять членов экипажа,

Вылет произошел в 23 часа (с четырехчасовым опозданием), и через 46 минут самолет находился на высоте 11600 метров. По одной из версий, летчики, не спавшие около суток, поставили лайнер на автопилот и задремали.

Кроме того, был отключен АУАСП (аппарат углов атаки и сигнализации перегрузок), что, собственно, и привело к трагедии. Предоставленный сам себе самолет вошел в режим критических углов атаки, однако экипаж никак не отреагировал на опасность. «Туполь» вошел в плоский штопор и рухнул среди пустыни в 68 километрах северо-восточнее Учкудука.

Все, кто находились на его борту, погибли. В ходе расследования выявилось, что незадолго до катастрофы нормативы по загрузке были увеличены с 70 тонн до 86,5 тонны без учета отклонений температур наружного воздуха от стандартных.

6 июня 1994 года. Район Сианя

Сразу после выпуска в 1986 году самолет Ту-154М был продан в Китайскую Народную Республику.

На борту лайнера, следовавшего из Сианя в Гуанчжоу, находились 14 человек экипажа и 146 пассажиров - преимущественно граждан КНР, а также Японии, России, Италии, Тайваня, Филиппин, Сингапура, Малайзии, Канады, Великобритании и Вьетнама.

Связь с воздушным судном была утеряна в 8:20 - через 8-10 минут после вылета. Обломки «Туполя» обнаружили в 18 милях юго-западнее аэропорта Сяньян.

Как было установлено в ходе расследования, причиной катастрофы стало неправильное подключение автопилота. Персонал аэропорта проводил техническое обслуживание накануне вечером, в ситуации спешки поменяв местами канал руля направления и канал управления креном.

На следующий день при наборе высоты включение автопилота вызвало нарастающие колебания, приведшие к перегрузкам, а затем и разрушению конструкции самолета.

22 августа 2006 года. Район Донецка

Лайнер Ту-154М был выпущен Куйбышевским авиационным заводом в 1992 году и продан в Китайскую Народную Республику. Через несколько лет он был снят с эксплуатации, а затем приобретен компанией «Пулково» и после капитального ремонта снова заступил на работу.

Экипаж под командованием Ивана Корогодина выполнял рейс из Петербурга в Анапу и обратно, запасшись горючим в оба конца. Из Анапы лайнер вылетел в 11:04, имея на борту 160 пассажиров и 10 членов экипажа. Решение о вылете было принято на основе относительно хорошего метеопрогноза, но без учета реальной погодной обстановки.

Оказавшись над украинской территорией, в зоне ответственности Харьковского диспетчерского центра, экипаж с задержкой узнал о том, что следует прямо в эпицентр грозы. С другой стороны, капитан тоже запоздал с решением об изменении маршрута.

В результате около 11:30 самолет оказался в грозовых облаках.

В 11:38 с вертикальной скоростью около 50 м/с, с правым креном 10 градусов и опущенным вниз на 30 градусов носом «Туполь» врезался в склон неглубокого оврага. При ударе взорвались топливные баки, после чего фюзеляж разорвало на части, которые скатились вниз по склону и сгорели. Все, кто находился на борту, погибли.

До февраля 2013 года, когда самарский завод «Авиакор» объявил о прекращении производства «Большой Тушки», было выпущено 1026 самолетов этого типа. В авариях и катастрофах потеряли 72 лайнера, погибли 3263 человека. Однако, как видно на примере крупнейших катастроф Ту-154, обычно корни трагедий все же приходится искать в человеческом факторе.

Дмитрий МИТЮРИН



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Катастрофы    










Сообщество в G+