Кавказские изгнанники

Автор: Maks Окт 20, 2018

Обычно историки затрудняются сказать, в каком году исчез тот или иной народ. Дату исчезновения убыхов мы знаем совершенно точно: это случилось 7 октября 1992 года, когда в Турции умер Тевфик Эсенч — последний человек, который говорил на родном убыхском языке.

В Турции к моменту полной утраты национальной идентичности убыхи прожили всего-то около 130 лет. Они были родом с Кавказа, а в Турции оказались после 40-летней войны с Российской империей. Правда, за эти годы отечественные этнографы так и не смогли изучить народ, с которым воевали. Убыхи яростно сопротивлялись любому изучению.

Когда умирает язык

А в академической среде того времени велись дискуссии, кто же такие эти убыхи. Одни ученые считали их черкесами, другие — адыгами, третьи — сородичами шапсугов. Но не стоит упрекать российских академиков в дилетантизме — турецкие мудрецы, которым пришлось определять происхождение убыхского языка, в свое время сдались еще быстрее.

Существует даже легенда: один султан, решивший даровать убыхам письменность, послал в Анатолию, где они проживали, придворного толмача. Тому было приказано изучить язык убыхов и сделать после возвращения доклад. Мудрец отправился в путь, прожил какое-то время среди убыхов и наконец вернулся в Стамбул. Явился он к своему султану и пал ему в ноги, распластавшись на мраморном полу дворца: виноват, мол, не смог ничего выяснить. Султан, конечно, стал расспрашивать, в чем дело. Тогда толмач снял с пояса сумку с мелкими камушками и произнес следующее: «Вот, послушай, господин, как они звучат, когда трутся и ударяются друг о дружку». «Слышу, — сказал с удивлением султан, — но при чем тут изучение языка убыхов?» «Точно так же, — ответил толмач, — звучит для чужого уха тот язык, изучать который ты меня послал, — трещит, переливается, соударяется, и ничего понять невозможно!»

И немудрено. Убыхский язык — единственный, в котором более 84 согласных и всего две гласные. Все, кто пытался его выучить, пока были еще живы старики, им владевшие, — сдались. А в письменном виде он никогда и не существовал.

Люди гор

Тевфик Эсенч

Тевфик Эсенч, последний носитель убыхского языка, умер в Турции 7 октября 1992 года

До 1864 года убыхи жили на очень небольшой территории северо-западнее Абхазии — между реками Шахе и Хоста. Западнее убыхов были племена шапсугов, а восточнее — племена садзов-джигетов. Достоверно известно, что в 1864 году эмигрировало 74 567 убыхов, и очень незначительное число семей осталось в России. По самым оптимистическим подсчетам, убыхов было не более 75 тысяч человек. Происхождение их считается спорным. Хотя исламские историки с большим воодушевлением относят убыхов чуть ли не к потомкам самого пророка Мухаммеда, а другие, ориентированные на язычество, — к осколкам древнего населения Колхиды, аланам, достоверно определить их этническую принадлежность практически невозможно. Немногие сохранившиеся портреты убыхских князей показывают характерные кавказские черты лица. Современные ученые сходятся во мнении, что убыхи относились к адыгским племенам, как и их ближайшие соседи — шапсуги и абхазы. А вот язык… Не случайно ведь, что, оказавшись среди адыгов, оставшиеся в России убыхи скоро перешли на их язык. А оказавшиеся на чужбине точно так же стали говорить на турецком.

В то же время историческая память у убыхов, потерявших национальную идентичность, оказалась сильнее языковых корней. И сегодня «этнически чистые» убыхи могут оперировать родословной из 5-8 колен предков. А потомки аристократических фамилий простирают историческую память на 1500 лет назад. Но всегда эта память касается крохотной территории на побережье Черного моря и вверх, в горы, в районе Сочи. Между прочим, имя городу Сочи дало одно из убыхских племен — соча, или соцва. А всего таких больших семей убыхов известно было шесть: субаши, которые жили в низовьях реки Шахе, были, по сути, смешанным убыхо-шапсугским племенем; хизе, тоже сильно смешавшиеся с шапсугами; вардане — многочисленное племя с большими аулами, занимавшее территорию от побережья до горных перевалов; псахе, расселившиеся в междуречье Псахе и Сочи; саше — в междуречье Сочи и Агуры; упомянутые уже соча и несколько сообществ убыхов, обитавших высоко в горах, самоназвания которых остались неизвестными.

Настоящие воины

Убыхи вели жизнь, которая мало чем отличалась от жизни их соседей. Полноценным земледелием они не занимались, но разводили сады и выращивали виноград. Из винограда делали вино, которое называли «сана». Кроме вина, употребляли напитки из меда, разведенного с водой. Из домашней скотины в основном имели овец и лошадей. Летом овец перегоняли на горные пастбища, а с лошадями жили бок о бок, поскольку лошадь для мужчины-убыха была спутником жизни и верным другом.

Среди убыхов были замечательные мастера, которые изготавливали оружие на продажу. Этим товаром они торговали с более мирными соседями. Впрочем, важнее торговли для настоящего убыха были грабительские налеты на соседей. Взять чужое добро силой считалось не преступлением, а доблестью. Убыхи уводили чужой скот, забирали плоды крестьянского труда оседлых соседей, с воодушевлением грабили купцов. С малолетства их приучали сидеть в седле, преодолевать длительные переходы, сражаться любым оружием, использовать особенности ландшафта для ведения разведки и военных действий.

В результате убыхи вырастали бесстрашными и смекалистыми воинами. Когда началась затяжная Кавказская война, русские солдаты в полной мере прочувствовали особый менталитет убыхов. Никакие другие племена адыгов не принесли столько неприятностей завоевателям. За один только 1846 год они вступали в бой с регулярной русской армией 88 раз! Убыхи умудрялись появляться и исчезать практически мгновенно. Летом они прекрасно маскировались в густой зелени и нападали внезапно, как вихрь. Зимой они умело пользовались лыжами и уходили, вырезав врага до начала тревоги.

Особенно любили использовать для налетов ночное время. Войска, привыкшие выстраиваться для начала атаки, были особенно уязвимы на бивуаках и во время горных переходов. Именно такие моменты и использовали убыхи. К тому же они отлично пользовались военными хитростями. Однажды, например, так им удалось взять русский укрепленный пункт Лазаревское. За пару месяцев до этого в Лазаревское послали лазутчика, прикинувшегося перебежчиком. А когда к тому привыкли и перестали в нем видеть опасность, лазутчик открыл ночью крепостные ворота и впустил своих товарищей. За три часа Лазаревское, которое убыхи не могли взять штурмом, перешло в их руки.

Даже тогда, когда другие кавказские народы пошли на компромисс и признали власть русского царя, убыхи отказались это сделать. Любой договор, заключенный с противником, они нарушали. Один из вождей убыхов из рода Берзек за свою стойкость и непримиримость даже получил от русских прозвище «убыхский Шамиль». Но ни мужество вождей, ни отвага простых убыхов не могли переломить хода истории. Кавказская война закончилась. Кавказ был завоеван. Только убыхи отказались признавать свое поражение и предпочли по соглашению с царем эмиграцию, а не бесчестье.

Бытие определяет сознание

6 марта 1864 года правительство предложило вождям убыхов два варианта решения проблемы: либо убыхи признают власть императора и добровольно переселяются на Кубань, либо они покидают Российскую империю и отправляются в Турцию. Убыхи выбрали эмиграцию. Путь в Турцию был тяжелым. Для переправы султан выделил им несколько кораблей, но плавание было организовано из рук вон плохо. На одном из судов не оказалось достаточно воды и еды, люди голодали, пили морскую воду и умирали от жажды. Другой корабль затонул во время пути, многие погибли. Эмигрантов поселили в Анатолии, где им выделили несколько деревень. Как ни странно, убыхи сумели быстро ассимилироваться в иноязычной среде. Семья Берзек и вовсе породнилась с султанами. И все бы хорошо, но спасшийся от уничтожения российскими войсками убыхский народ перестал быть убыхским народом в милосердной к нему мусульманской Турции. Пока убыхи противостояли царским войскам, они осознавали, что они убыхи. Но как только угроза физического уничтожения исчезла, как только подросли дети, которые не помнили или вовсе не знали родины, убыхи перестали быть убыхами. Они потеряли свой язык. А разве существуют народы без родного языка?

Николай КОТОМКИН

, , ,   Рубрика: Исчезнувшие цивилизации



Ещё интересные материалы с сайта "Загадки истории"




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:63. Время генерации:0,562 сек. Потребление памяти:34.27 mb