Казни Древней Греции

Автор: Maks Ноя 23, 2017

Исторически смертная казнь произошла от кровной мести в первобытном обществе. Древние греки учились казням и пыткам у своих богов. Из мифов они могли многое узнать о божественной справедливости, но гораздо меньше о милосердии. Навсегда запомнившийся урок олимпийского правосудия в одном из мифов преподал людям главный греческий бог Зевс.

Суровые боги

Недовольный жертвоприношениями громовержец Зевс отнял у людей огонь. Однако его двоюродный брат титан Прометей похитил огонь и вернул людям. Разгневанный Зевс обошелся с ним сурово. Он не мог убить похитителя, потому что тот был бессмертен, и придумал для титана бесконечную пытку. По его повелению бог-кузнец Гефест приковал Прометея к скале. Туда прилетал орел, разрывал когтями тело титана и выклевывал его печень. Как известно из мифов, Прометея освободил Геракл.

Вечную пытку голодом и жаждой, названную танталовыми муками, тоже придумал Зевс. Так он наказал своего сына — царя Тантала — за гордыню и неуважение к богам.

Покровитель искусств и муз Аполлон предал страшной казни прекрасного флейтиста сатира Марсия за то, что тот осмелился вызвать его на музыкальный поединок. Играя на кифаре, он победил соперника с флейтой. Но победы ему было мало. Златокудрый и среброликий бог солнечного света повесил музыканта на сосне и содрал с него кожу.

Сестра Аполлона Артемида, девственная, всегда юная богиня женского целомудрия, безжалостно наказала за нескромность трагического героя другого мифа Актеона. Оказавшись в лесу на охоте, он случайно увидел, как богиня купалась со своими нимфами в реке. Заметив, что за ней подглядывают, она превратила Актеона в оленя и натравила на несчастного его же охотничьих собак, которые загрызли хозяина.

6000 неподкупных судей

Колыбель европейской цивилизации Древняя Греция не была единым государством. Она состояла из множества больших и малых полисов на Балканах, берегах и островах Средиземного и Черного морей. Наибольшее историческое и культурное наследие оставили Афины. Там же сложилась судебная система, которую перенимали и другие древнегреческие государства. Мифы — мифами, а правосудие на волю богов греки не оставляли.

В период своего расцвета Афины были рабовладельческой республикой. Государством правили не монархи, а коллективные органы власти: народное собрание с участием всех взрослых граждан-мужчин, избираемый по жребию совет пятисот, различные выборные коллегии… Судебную власть осуществлял народный суд дикастерий из шести тысяч человек. При таком количестве служителей закона, которых ежегодно выбирали по жребию, коррупция и подкуп не имели смысла. В жеребьевке участвовали все мужчины старше 30 лет с жизненным опытом и без криминального прошлого.

Дикастерий был разделен на 10 примерно равных по численности палат. В каждой занимались расследованием определенных преступлений. Приговоры простым большинством голосов выносили по крайней мере 500 древних присяжных заседателей. По особо важным делам проводились более многочисленные совместные заседания. Суд проходил публично на городской площади под открытым небом.

Однажды на площадь как подсудимый вынужден был прийти Перикл, знаменитый афинский правитель, много раз избиравшийся в коллегию стратегов. Он 15 лет был самым влиятельным и могущественным человеком в Афинах. С ним республика стала центром эллинского мира. Его время сохранилось в истории Греции как Периклов век. Создателя мощного флота, строителя Парфенона и других монументальных сооружений судили за перерасход государственных средств. Ему грозили приговоры от публичного осмеяния или бесчестья до смертной казни. Однако Перикл предложил возместить излишние расходы из своего кошелька — и был оправдан.

Драконовские законы

Казнь в Древней ГрецииДревняя Грейся оставила нам выражение «драконовские законы». Его всем понятный смысл не имеет отношения к сказочному чудовищу. Название жестоким законам дал составитель первого афинского письменного кодекса законодатель Дракон (или Драконт). На эту работу у него ушел год, а действовал кодекс несколько столетий.

Законы были записаны в 621 году до нашей эры на деревянных досках. Спустя два века они появились на каменных скрижалях на главной афинской площади Агоре, где проходили суды. За преступления виновных ожидали штрафы, конфискация имущества, тюрьма, изгнание, но самым распространенным наказанием стала смертная казнь. Суды приговаривали к ней преступников не только за умышленные убийства, государственную измену, оскорбление богов, неуважение к святыням, но также за грабежи, поджоги, кражи. Даже мелкое воровство обрекало преступника на смерть. Такой приговор ожидал и тех, кто покусился на овощи и фрукты в чужом огороде или саду.

Иногда самосуд со смертельным исходом приравнивался к законному приговору. Мужчина, заставший любовника со своей женой, дочерью, матерью или сестрой, имел право убить его на месте.

По законам Дракона казнь применялась даже к животным и неодушевленным предметам, из-за которых погиб или пострадал человек. Чаще всего за такие преступления осуждали собак и свиней. Их просто убивали. Например, статую знаменитого олимпийского чемпиона Феагена, которая, рухнув, задавила человека, сбросили со скалы в море.

Смерть на выбор

В древности люди не считали смерть наказанием. Как справедливое возмездие и отмщение они воспринимали только мучительную казнь. В разных странах палачи и правители придумывали самые жестокие мучения, однако древние греки проявляли относительный гуманизм. Чаще всего палачи сбрасывали приговоренного к смерти со скалы или в каменоломню. Гораздо реже преступникам отрубали головы или удушали. В Афинах приговоренному иногда предлагали совершить самоубийство. Он мог по своему выбору повеситься, броситься на меч или принять яд.

Из рук палача в 399 году до нашей эры принял чашу с настоем цикуты (ядовитое растение) философ Сократ. Суд приговорил его к смерти по обвинению в том, что он отвергает существование богов и своим учением развращает молодежь. Приговоренному, по сохранившимся источникам, пришлось ждать казни больше месяца. Каждый день к нему в тюрьму приходили его ученики. Один из них предложил план побега. Философ отказался. Ничто не дает людям права не повиноваться законам государства, ответил он. Иногда казнь заменялась изгнанием, но Сократу афинский суд приговор сохранил.

Рабов в Афинах казнили более жестоко. Их топили в реках, забивали камнями, распинали. Александр Македонский поступил, как с рабами, с защитниками финикийского города Тир. Захватив его после семимесячной осады, он приказал пригвоздить к крестам на морском берегу две тысячи военнопленных.

Ее звали «Апега»

Несколько веков в Древней Греции как две формы правления соперничали республика и монархия. Они довольно часто чередовались в одних и тех же городах-государствах. Тогда появились дошедшие до нас слова «тиран» и «тирания». В них не было, как сейчас, сугубо отрицательного содержания. Они обозначали прежде всего единоличное правление.

Древнегреческие монархи были разными людьми. Одни оставили о себе добрую память, другие правили как тираны в сегодняшнем смысле слова. Таким был мифически жестокий правитель Спарты Набис. Для пыток и казней он использовал конструкцию, которую назвал именем своей жены Апеги. «Апега» была большой полой скульптурой женщины с лицом любимой супруги тирана. Изнутри ее стенки были утыканы длинными острыми шипами. Даже малейшее движение причиняло запертому в ней человеку невыносимую боль.

Такая пытка ожидала приглашенных к Набису богатых спартанцев, если они отказывались давать ему деньги. Когда он с сожалением произносил: «Раз мне тебя уговорить не удается, то побеседуй с «Апегой», — собеседника хватали палачи. Израненный шипами человек и в скульптуре слышал предложения тирана-вымогателя поделиться своими богатствами. Пытка завершалась или согласием, или медленной смертью человека.

Еще одно древнегреческое изобретение VI века до нашей эры, известное как бык Фалариса, историки до сих пор включают в десятку самых жестоких орудий казни. В быке казнил неугодных подданных тиран греческой колонии Акрагант на Сицилии Фаларис. Палачи запирали человека в полой медной статуе быка, разжигали под ней костер и зажаривали жертву. Вмонтированные в шею и ноздри животного изогнутые трубки превращали крики людей в звуки, напоминавшие бычий рев. Сколько человек сжег Фаларис за годы правления, неизвестно. Когда его свергли, ему пришлось испытать любимую казнь на себе. Толпа стояла вокруг быка, пока не умолк его рев.

Виктор ГОРБАЧЕВ

,   Рубрика: Историческое расследование




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
30 − 24 =


SQL запросов:60. Время генерации:0,677 сек. Потребление памяти:31.6 mb