Кнутом и плетью

Автор: Maks Мар 26, 2018

Современный человек если и знает, что такое плеть, кнут или нагайка, то практически не делает между ними разницы. Несмотря на внешнюю схожесть, эти предметы имеют серьезные различия. Те из них, что причиняли самую сильную боль, предназначались не животным, а человеку.

Наряду с мотыгой и копьем плеть можно назвать одним из древнейших орудий человечества. Но древние гоняли плетью отнюдь не скот. Ибо скотоводством человек стал заниматься позднее, чем порабощать себе подобных.

Гибкое оружие

На фресках Древнего Египта ученые обнаружили изображения сцен наказания рабов. На них экзекутор держит в руке предмет, напоминающий плеть. За тысячелетия ее конструкция и назначение практически не претерпели изменений.

В древних Афинах для битья рабов использовали четыреххвостую плеть из длинных воловьих жил. Она не только оставляла след на спине, но и доставала до груди бедолаги. В других полисах с помощью плети поддерживали общественный порядок — можно было «обжечь» ударами хлыста активных бузотеров и обратить толпу в бегство.

В Древнем Риме работорговля приняла невиданный размах. Методы наказания рабов тоже совершенствовались. И плеть была незаменимой помощницей. Использовались плети из ремней с узлами и свинцовыми шариками. Также использовались «хвосты», в которые вплетались острые бараньи кости, рассекавшие кожу и мышцы. Наказание такой плетью часто заканчивалось смертью.

Степные народы Античности — скифы и сарматы, кочевавшие с места на место, — использовали плеть для укрощения лошадей. При нанесении удара с замахом тонкий конец плети рассекал воздух, производя специфический звук. В совокупности с болью, причиняемой лошади, животные очень быстро учились принимать один лишь звук за команду к выполнению.

Кочевники использовали длинную плеть и в бою. Ударом хлыста они могли обезоружить противника. А если удавалось кончиком плети попасть по глазам чужого коня, то враг вылетал из седла или обращался в бегство. Впрочем, такой же удар по глазам мог получить и всадник. Именно с учетом защиты от плети сарматские доспехи имели весьма необычный вид. Вырвать оружие из рук врага с помощью плети для кочевника тоже было посильной задачей.

Интересное развитие плети получили в Азии. Так, в Древнем Китае воины использовали собственные волосы. В длинные пряди особым образом вплетались шарики (для утяжеления) или лезвия (для рассечения). В ближнем бою такая коса могла запросто оставить визави без глаз. А в Индии получило развитие другое хлыстовое оружие — уруми, что означает «скрученное лезвие». Полутораметровую полосу очень гибкой стали, прикрепленную к деревянной ручке, воины носили на поясе. В момент схватки они извлекали оружие и рассекали врага этим мечом-кнутом.

Средство для казни

Порка кнутомКиргизы ставили плеть порой выше меча. Китайцы, напавшие на киргизские племена во II веке до нашей эры, были вынуждены уйти несолоно хлебавши. Они просто не смогли ничего противопоставить жалящим ударам незнакомого оружия.

Степные воины разработали целую систему боя плетью, включавшую в себя нанесение ударов по определенным частям тела. У юношей в почете была игра «битва голых», когда обнаженные всадники с плетьми вышибали друг друга из седла. При этом удары могли наноситься не только хвостом, но и рукоятью. А в легендах кочевников до сих пор встречаются истории, как воин ударом плети срубал врагу голову. Так это или нет — сказать сложно, но среди современных пастухов есть такие, что могут плетью перешибить хребет волку.

В отличие от Азии, в Европе плеть не имела такого значения, считаясь атрибутом всадников и пастухов. Однако Русь, являясь буфером между континентами, не спешила отказываться от этого оружия. Именно на Руси плеть эволюционировала в кнут. Он имел твердое кнутовище (рукоятку) и хвост из сыромятной кожи, длиной от полутора до трех метров. При этом само слово «кнут» в русский язык пришло от викингов. Скандинавское knutr означает «узел» или «нарост».

Порка кнутом как вид наказания впервые упоминается в Судебнике Ивана III от 1497 года. Судебник не устанавливал количество ударов за разные виды преступлений, их определял судья на месте. За одно и то же деяние в разных городах человек мог получить и 10, и 300 ударов. Так как истязания происходили на торговых площадях, этот вид наказания прозвали «торговой казнью». И слово «казнь» здесь не ошибка — от порки кнутом человек мог погибнуть. Палачу достаточно было промазать выше поясницы. Удар по почкам часто заканчивался смертью. От тяжелых побоев люди умирали по несколько дней.

В Соборном уложении 1649 года порка кнутом — преобладающая мера наказания. В конце XVII века царские указы вообще возводят кнут в ранг главной кары для преступников. Его можно было получить и за работу в воскресенье, и за нищенство, и за выбрасывание на улицу навоза и всякого помета… Судья не всегда сам решал, сколько бить виновного. Иногда он отдавал это на откуп исполнителю. Указы XVII века различали лишь простое и нещадное битье. Последнее часто маскировало бесчеловечную казнь. Для пыток указ не позволял наносить более 150 ударов, но об этом палачи предпочитали «забывать».

Казачья гордость

Императрица Елизавета Петровна при восшествии на престол поклялась не применять смертную казнь. Но порка кнутом к этому виду наказания формально не относилась. Именно кнут стал главным оружием палача в период ее правления.

Исполнитель приговора мог нанести всего лишь три удара, чтобы рассечь не только кожу, но и мышцы — вплоть до легких. После чего осужденный погибал. Случалось, что палач кнутом из цепи с острыми гранями с первых же ударов перебивал позвоночник, и дальнейшая порка не имела смысла. И наоборот, подкупленный исполнитель мог нанести и 100, и 200 ударов без серьезных последствий. Для влиятельных преступников родственники держали рядом овцу. Считалось, что шкура свежезабитого животного, накинутая на иссеченную спину, способствует исцелению.

Отменить порку кнутом, как бесчеловечную и варварскую, впервые решил император Александр I. Но собранный им для этого комитет в 1817 году отменил только вырезание ноздрей, а кнут оставил до выхода нового Уголовного уложения. Члены комитета сочли, что отмена порки приведет людей к мысли «будто и всякое уголовное наказание с сим вместе отменяется». Только в 1845 году Уложение о наказаниях уголовных и исправительных заменило кнут на плеть.

К слову, плеть в России имела куда более широкое применение, нежели кнут. По Домострою, она являлась обычным атрибутом домашнего наказания. По традиции, в день венчания жених клал плетку в сапог как знак супружеской власти. А саму плеть широко использовали для наказания духовных лиц по приговору духовного суда и мелких служащих, которых сечь кнутом запрещалось.

Получилось, что закон 1845 года уравнял в порке все сословия.

Как ни парадоксально, но плети для животных — арапник и нагайку — делали менее болезненными. Нагайка предназначалась для лошади и была так названа от слова «нага» — «змея». По другой версии — в честь кочевого народа ногайцев. Вместо усеченного конца нагайка имела «шлепок» (кожаную бляшку), чтобы не травмировать кожу коня. Для строптивых животных в шлепок вшивался утяжелитель, чтобы сила удара возрастала. Особой любовью нагайка пользовалась у казаков. Причем использовалась она не только как средство укрощения лошадей, но и как боевое оружие.

Конструкции нагайки у разных казачьих войск отличались. Донская между рукоятью и плетью имела кольцо, у кубанской рукоять вплеталась в саму плеть. Иногда кубанскую нагайку ошибочно называют арапником, ибо по конструкции они похожи. Но у арапника всегда длинный хвост, которым на охоте всадник мог убить зайца или лису.

Алексей МАРТОВ

, ,   Рубрика: Люди и вещи




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:73. Время генерации:0,899 сек. Потребление памяти:33.73 mb