Когда адмиралы не хотят воевать

Автор: Maks Июн 29, 2017

Все империи накануне своего краха имеют общую характеристику для всех времен и народов: обилие высших сановников, генералов и адмиралов — пожилых и не способных решительно ни на что, кроме отставки по возрасту и болезни. Этот исторический закон вспоминается, когда осмысливаешь причины катастрофы флота в Цусимском проливе и печальные итоги всей войны на Дальнем Востоке.

Вопрос — сколько было адмиралов под началом главкома японского флота, маркиза Того, в первый день Цусимского сражения? Вместе с ним — девять. Сам флотоводец Страны восходящего солнца по возрасту был самым старшим. Остальные — еще молодые «волки морской войны». И случись так, что главком был бы убит или ранен русским снарядом — у него еще оставались 8 заместителей.

Русский ответ

Того и Рожественский

Адмирал Того посещает вице-адмирала Рожественского в госпитале

Сколько было адмиралов в русской эскадре в день начала Цусимского сражения? Ответ: ни одного. Главком — вице-адмирал Рожественский — был в самом начале боя тяжело ранен и им не управлял. Его потенциальный заместитель — контр-адмирал Фёлькерзам, 59-летний больной человек, скончался незадолго до сражения. Его тело покоилось в корабельной церкви броненосца «Ослябя», но о его кончине Рожественский запретил информировать командиров других кораблей. Еще один адмирал Тихоокеанской эскадры, Небогатов, боялся боя больше, чем черт ладана, и вел эскадру, чтобы сдать в плен без единого выстрела (и сдал всех, кроме одного крейсера-ослушника «Изумруда»),

Качество артиллерийских снарядов, выучка экипажей, броня бортов — все это имеет смысл, если в эскадре есть «голова». А если ее нет, в буквальном смысле слова, то эта не эскадра, а бестолковая «толпа кораблей».

Может быть, в Порт-Артуре было лучше? После гибели на броненосце «Петропавловск» вице-адмирала Макарова и контр-адмирала Молласа и гибели в бою контр-адмирала Витгефта — флотоводцев в русской эскадре считали по пальцам одной руки. Производство в чин контр-адмирала Григоровича (будущего морского министра) вскоре после начала войны «кадровый голод» не утолило. Вместо погибшего Макарова командовать Тихоокеанским флотом во Владивосток отправили вице-адмирала Скрыдлова, но уже через год командовать уже было нечем. Почти все корабли не вырвались из «капкана Цусимы».

Итог: за всю войну на морском театре Дальнего Востока эскадрами и флотом командовали всего 10 человек, имевших адмиральские чины (с учетом произведенных уже в ходе войны). То есть флотоводцев-профессионалов русскому флоту катастрофически не хватало.

Отряд «безголовых»

Российский флот встретил 1904 год, имея в своем составе: генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича, морского министра полного адмирала флота Федора Авелана, флигель-адъютанта великого князя контр-адмирала Кирилла Владимировича (обваренного в пару при гибели броненосца «Петропавловск», но всплывшего и не утонувшего) и 3 свитских контр-адмирала (среди них будущий «герой Цусимы» Рожественский). На различных должностях двух флотов, двух флотилий и прочих военно-морских учреждений держали 20 вице-адмиралов и 35 контр-адмиралов. Еще 4 вице-адмирала и 5 контр-адмиралов «числились по флоту» — то есть получали жалование из казны Морского министерства, носили морскую форму, но занимались чем угодно, только не флотскими заботами.

Если с гибелью адмирала Макарова «пропала голова», а больше в русском флоте равных ей не нашлось, то на чем же носили свои фуражки вышеупомянутые адмиралы? После начала войны в царском Адмиралтействе придворные сановники в адмиральских эполетах судорожно и тщетно тасовали тощую «колоду» кандидатур — а доверить флот и эскадры было некому. Адмиральский корпус Империи состарился, захворал, разучился тому, что когда-то умел, разленился. Естественно, такой «адмиральский корпус» больше всего мечтал о том, чтобы все было стабильно, мирно и спокойно, как в богадельне. Чтобы никто не беспокоил учебными походами и стрельбами, чтобы не тревожили назойливые изобретатели и инженеры военных заводов, чтобы не отвлекали от послеобеденного сна авторы новых тактических разработок.

Да, профессиональная подготовка наших командиров была не на высоте. Существовала большая проблема конфликта между офицерами «белой» старой парусной школы и новыми специалистами — механиками, трюмными и т.д. Многие офицеры старой школы не понимали важности судовых механизмов, не умели профессионально пользоваться возможностями новой техники.

90% русских адмиралов в 1904-1905 годах было уже под 60 лет и даже больше. Но их грезы о вечной стабильности развеяли залпы вечно нестабильной истории.

Александр СМИРНОВ

  Рубрика: Версия


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
30 − 25 =


SQL запросов:51. Время генерации:0,619 сек. Потребление памяти:29.68 mb