Колыбель ленинградской моды

Автор: Maks Мар 30, 2019

Ленинградский дом моделей одежды был явлением уникальным, единственным в своём роде. Открытый в 1944 году на базе швейного цеха, производившего военную форму, он просуществовал до 2000 года. Во многом он определял направление и стиль советской моды в течение многих лет…

В чем было отличие этого Дома моделей от уже существовавших модных домов Европы? За рубежом мода создаётся художниками, мэтрами. Они разрабатывают свои коллекции — каждая из них является результатом серьёзного кропотливого труда. Для её воплощения привлекаются специалисты. Художники-модельеры создают свои линии, модные дома и фирмы с издательскими и рекламными отделами, своими магазинами. Известные модельеры создают свои личные коллекции, подписывают изделия своим именем. Так появляются бренды.

В СССР всё шло своим путём. Ещё не закончилась война, а перед министерством лёгкой промышленности была поставлена задача — удовлетворить потребности советских людей в одежде и товарах народного потребления.

Своим путём к своим целям

Петербург издавна был образцом хорошего вкуса и моды высокого уровня. После революции эмигрировавшие во Францию русские аристократки открывали свои дома моделей, менее состоятельные шли работать в ателье, также внося свой вклад в развитие моды. Именно этот стиль развили и понесли дальше создатели ЛДМО. Даже само расположение Дома моделей — в одном из первых памятников неоклассицизма Санкт-Петербурга, в прекрасном доме, где до революции располагалась фирма меховых изделий Мертенса — заставляло высоко держать голову.

С самого начала отличительными чертами спроектированных моделей одежды стали элегантность, сдержанная поэзия нашего северного города, строгость и лаконичная красота — все то, что впоследствии назовут ленинградским стилем. По свидетельству одной из ведущих специалисток, наивысшим пилотажем считалась именно благородная простота. Та, при которой художественное решение настолько совершенно, что нет необходимости прятаться за отделку и декоративные детали. Сложность задачи состояла ещё и в том, что поначалу техника на фабриках была устаревшей, а её возможности — весьма скромными.

Группа художников создавала модели для промышленности, зная возможности предприятий. С самого начала учитывалось, какие имеются ткани, какое оборудование. Потом модели передавались предприятиям для производства.

Если вкратце, ЛДМО создавал перспективные коллекции моделей одежды, промышленные коллекции, разрабатывал техническую документацию для швейных предприятий, пропагандировал моду среди населения.

В послевоенные годы была проведена огромная работа по восстановлению лёгкой промышленности: совершенствовалось управление, внедрялось высокотехнологичное оборудование. Мода стала индустрией, а художники окончательно оказались в зависимости от технических возможностей швейных предприятий и смежников, производящих ткани, отделочные материалы и фурнитуру.

Раз в год нужно было создавать направляющую новую коллекцию, где бы содержались все актуальные течения моды на тот момент. Для ознакомления с мировыми тенденциями развития моды Минлегпром в очень ограниченном количестве закупал модели ведущих европейских домов. Затем журналы с этими моделями для ознакомления на месяц передавались каждому из домов моделей, а их было более 10. Первым получал журналы Московский дом моделей на Кузнецком Мосту, затем ЛДМО. Потом через Ригу и Киев журналы отправлялись в гастрольное турне до Владивостока. Но пока они добирались до конечного пункта (а то и раньше), мода успевала устареть…

Так же, раз в год, перспективная коллекция демонстрировалась в ЛДМО, в его знаменитом белом зале. Это мероприятие было большим праздником и для сотрудников Дома моделей, и для города.

Коллективизм и скромность

Ленинградский дом модыНа показ приглашались представители руководящей организации Леншвейпрома, швейных предприятий и торговых организаций, производители ткани, фурнитуры и обуви. Таким образом, специалистов лёгкой промышленности оповещали о перспективах на ближайшее будущее. На эти просмотры приглашались только те, кто был связан с производством одежды. Простым смертным попасть туда было невозможно.

Для широкой публики устраивались выездные мероприятия. Сотрудники ЛДМО ездили с лекциями и показами модных коллекций в учебные заведения, на предприятия, во дворцы культуры и т.д. Показ мод, который, как правило, происходил во время обеденного перерыва, завершался распродажей привезённого. Нередко, увидев какую-нибудь модель на манекенщице, сотрудницы хотели иметь точно такую же и раскупали, не заботясь о том, что на них эта вещь может выглядеть по-другому.

В ЛДМО должности «модель» не существовало. Вместо неё была должность «демонстратор одежды».

Во время выездов за рубеж многие зарубежные зрители отмечали, что показы ЛДМО носят светский характер: манекенщицы, несли свои модели артистично, создавая определённый образ и в то же время не переигрывая. Не допускалось ничего, хотя бы отдалённо напоминающего вульгарность. Замеченных в ней могли «снять с дорожки», то есть отстранить от показа.

Во время показов и публикаций в журнале ЛДМО не указывались фамилии художников, разработавших модель, и тем более тех, кто эту модель демонстрировал. Это делалось принципиально, чтобы не создавать склоки в коллективе, чтобы кто-нибудь не почувствовал себя обойдённым и несправедливо обиженным. Фамилии художников появились только в одном из последних номеров журнала.

По той же причине отношение к принципиально новым идеям было недоброжелательным, всякая новизна воспринималась буквально в штыки. Спорить в коллективе было не принято, а недовольных творцов могли ждать неприятности от администрации. Каждая модель должна была пройти путь от художника до внедрения её в массовое производство. Как невесело шутили работники модной индустрии: «Наша промышленность только называется лёгкой».

Сперва модель принимали на малом художественном совете, который проводился ежемесячно. Обязательное условие: она должна была быть сшита из ткани отечественного производства. Тут же по ходу дела вносились необходимые изменения. Для экономии времени на изготовление или при невозможности выполнить какую-нибудь операцию снимались некоторые детали отделки, украшения. Художники хватались за сердце, но упорно отстаивали свои детища, спасая их от «раздевания».

Когда стали модными куртки на молнии, в СССР не было фурнитурной фабрики, которая бы выпускала молнии нужного размера. Пока её не построили, художественный совет не пропускал модели с такой застёжкой.

Прошу не путать!

В те годы между создателями моды, как и сегодня, царила конкуренция, иногда принимающая необычные формы. Например, на Невском, 12, находилось ателье под неофициальным названием «Смерть мужьям». Там шили одежду для жён высшего руководства. На Петроградской стороне для более широкой публики находился Дом мод.

В ЛДМО о неудавшихся моделях говорили «Это как в ателье» или «Ой, это как в Доме ленинградской одежды». Образ советской женщины за границей представлял только ЛДМО. От Дома ленинградской одежды и ателье на Невском, 12, за рубеж не выезжали. Но выдержать эту высокую планку Дому моделей не всегда удавалось.

Прежде всего потому, что существовал дефицит всего, что только можно. Например, ткани для моделей ЛДМО производили на фабрике имени Веры Слуцкой, затем посылали во Францию, где их красили и разрисовывали, а затем снова отправляли в Ленинград. Поэтому был поставлен вопрос о создании своего красильного производства. Его собирались строить неподалёку от того места, где сейчас находится станция метро «Старая Деревня». Но наступила новая эпоха: недостроенное здание выкупила таможенная служба.

С начала 1990-х у Ленинградского дома моделей началась борьба за существование, которая, к сожалению, не увенчалась успехом. С середины 2008 года в доме Мертенса открыли магазин.

Анна ЦЫНБАЛЬСКАЯ

Неприятное соседство

В том же здании, где работал Ленинградский дом моделей, располагался магазин «Дары моря». С ним у администрации шла непрестанная борьба: запах рыбы проникал в помещения, пропитывая ткани и одежду. Но история подшутила над храмом красоты: Дом моделей закрылся, а рыбный магазин благополучно дожил до наших дней.

  Рубрика: Назад в СССР 1094 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,286 сек. Потребление памяти:9.66 mb