Копирайтеры Древнего Рима

Автор: Maks Ноя 17, 2018

Первые из известных нам прототипов современных средств массовой информации появились в Древнем Риме. По мере того как разрастались города и усложнялась социальная структура общества, всё больше требовались некие механизмы обмена сведениями среди тысяч и тысяч людей.


Интересы коммерции и необходимость оповещения жителей Рима разнообразными новостями породили простенькое, но весьма эффектное изобретение, которое сами римляне называли альбумами. Места под них предоставляли владельцы домов, стены которых выходили на улицу или площадь. Домовладельцы вносили плату в городскую казну, получая право эксплуатировать альбумы, устройство которых было несложным.

Стоимость информационного пространства

Подходящую для этой цели стену тщательно забеливали известью, потом поверхность стены делилась на равные прямоугольники, в каждый из которых можно было вписать углём или пурпурной краской любой текст, называвшийся граффити. За каждое граффити владелец альбума брал плату. Стоимость пурпурной надписи была больше, чем аналогичной, но сделанной углём. На более бойких местах плата за размещение граффити была дороже, на обычных улицах — дешевле. Чем ближе к окраине располагался альбум, тем меньше стоило место на нем. По заранее объявленному содержателем условию граффити сохранялись определённое время, а потом стена забеливалась, расчерчивалась и места на ней распродавались снова. Ответственности за содержание объявлений владелец альбума не нёс.

Большей частью граффити представляли собой коммерческие объявления и рекламу, вроде таких: «Продаётся молодой раб. Прекрасно слышит и видит, в пище воздержан и неприхотлив, честен и поведения покорного»; «Полиния, дочь Надживеса, сдаёт в аренду таверну со всей утварью. Кому требуется, пусть придёт в дом Надживеса и спросит там старшего раба».

Возможности альбумов дополняли глашатаи-проко, которые, бродя по улицам, лавкам и рынкам, выкликали всё, что поручали им наниматели, будь то призыв покупать «по разумной цене косметику отличного качества в лавке Эклиптоса» или прославления сенатора, разразившегося блестящей речью на какую-то древнеримскую животрепещущую тему.

На римских улицах промышляли когорты профессиональных собирателей и распространителей слухов — subrostrani. Они день-деньской шатались по людным местам, прислушиваясь к разговорам посторонних людей. Услугами subrostrani пользовались те, кому это требовалось. Но все знали, что информацией, полученной от сплетников, следовало пользоваться с осторожностью — за достоверность сведений поручиться было невозможно.

Первый официоз

Acta diurna populi romani

Acta diurna populi romani («Ежедневные дела римского народа») — предшественник первых СМИ

Значительные усовершенствования в области римских средств массовой информации произошли около 59 года до Рождества Христова, при консульстве Гая Юлия Цезаря, когда было принято решение вывешивать на стенах государственных учреждений специальные таблички с текстами, на которых были выписаны разнообразные известия. Такие листы назывались по-разному: Acta diurna, Acta populi, Acta urdis, но наиболее известное из официальных названий — Acta diurna populi romani («Ежедневные дела римского народа»).

Это было официальное издание, выпускавшееся под наблюдением преторов (высших судейских чиновников) и квесторов (помощников консулов, ведавших следствием, казной и архивами). Непосредственно сбором сведений для Acta и подготовкой текстов занимались специальные чиновники — natarii, a actuarii исполняли обязанности, весьма схожие с теми, что возложены на современных редакторов газет. Считалось, что людям, занятым составлением Acta, покровительствует Осса — богиня молвы и известительница Зевса.

В Acta diurna populi romani непременно излагались наиболее яркие и интересующие публику речи в сенате, отчёты о судебных разбирательствах, описания празднеств. Так, в 44 году до нашей эры римские Acta известили populi (народ) о том, что во время праздника Луперкалий, устраивавшихся ежегодно 13-15 февраля у подножья Палантинского холма, назначенный сенатом и римским народом пожизненным диктатором Гай Юлий Цезарь отказался принять императорский венец, поднесённый ему Марком Антонием.

Важным разделом Acta были описания разных путешествий, составленные со слов прибывавших в Рим людей, повествовавших о своих дорожных приключениях и жизни в отдалённых провинциях.

Помимо этих захватывающих воображение древнеримских граждан новостей, Acta diurna выполняли важную социальную функцию. В них помещались сведения о смертях и рождении детей в семьях всех римских граждан. Это было тем более важно для римских «пролетариев» — граждан, которые по бедности не могли платить Риму налоги.

Единственным, что могло от них получить государство, были рожденные пролетариями дети-граждане. За каждое прибавление в семействе, согласно римскому закону Lex Papia Poppaea, родителям-«пролетариям» полагалось порядочное вознаграждение от казны, но таковое выдавалось, только если факт рождения пролетарского дитяти был официально отражён в Acta diurna.

Забытое новшество

К стенам, на которых вывешивались Acta, сходились любители свежих новостей, чтобы почитать, обменяться мнением, прокомментировать и дополнить написанное «сведениями из надёжных источников». На этой площади находили свой заработок частные переписчики, которые по просьбе желающих копировали тексты полностью или делали интересующие заказчиков выписки. Из этого занятия вырос целый промысел, в котором были заняты некоторые патрицианские семьи — они готовили сотни переписчиков из числа рабов, с самого юного возраста обучавшихся грамоте и каллиграфии, чтобы потом копировать Acta diurna за деньги. Одним из таких «бюро переписи» владел римский всадник и богатейший делец, обладатель состояния в 10 миллионов сестерциев Тит Помпоний Аттик, который помимо прочих дел коллекционировал и тиражировал наиболее популярные книги своего времени.

Почтенный Аттик завёл много грамотных рабов, которые копировали принадлежавшие ему книги, и, торгуя ими, ещё более увеличивал своё состояние.

Популярность списков с римских «Повседневных дел» была невероятно велика. Они тысячами расходились по территории империи, раскинувшейся на всем пространстве цивилизованного мира, и всюду их жадно читали.

Подражая столице, провинциальные центры стали заводить собственные подобия Acta, и так же, как в столице, целые когорты переписчиков, располагавшиеся у стен с новостями, предлагали свои услуги всем желающим, перенося на папирус или пергамент фрагменты текстов. Нередко эти выписки отправлялись в Рим, где их читали с не меньшей жадностью, чем копии римских Acta diurna — в провинции.

Последние сведения о существовании рукописных листов с известиями и объявлениями относятся к исходу III века, ко временам правления императора Проба. После перенесения столицы империи в Константинополь это римское установление прежнего времени не нашло себе места в жизни Восточной Империи, и Acta diurna уже не выпускались, так же как и не использовались уличные альбумы.

Валерий ЯРХО

, , , , ,   Рубрика: Люди и вещи





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:66. Время генерации:0,647 сек. Потребление памяти:38.81 mb