Красные быстрее всех

Автор: Maks Янв 23, 2018

Имена советских авиаконструкторов первой половины прошлого века до сих пор на слуху: Туполев, Лавочкин, Микоян. Но, к сожалению, почти забыто имя Роберто Бартини, которого Сергей Королев считал своим учителем и с которого Михаил Булгаков «списал» образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита».

Роберто появился на свет в 1897 году в городе Фиуме. Он был сыном садовника, но мальчика усыновил вице-губернатор Фиуме барон Людовико ди Бартини. Причем некоторые утверждают, что Роберто и был внебрачным сыном барона.

Сын миллионера

Мальчик жил в роскоши — учился в лучшей гимназии, мог пользоваться прекрасной библиотекой отца, домашней обсерваторией, совершать плавания на огромной яхте. А позже — летать на аэроплане, который подарил ему отец. В 1916 году Бартини-младший окончил гимназию и поступил в военное училище. Поскольку уже шла Первая мировая война, молодой офицер попал на фронт, а во время Брусиловского прорыва оказался в русском плену. Там он пробыл до 1920 года и за это время успел не только выучить русский язык, но и проникнуться коммунистическими идеями. Отец к тому времени отошел от государственных дел и проживал в Риме, разрешив сыну пользоваться состоянием семьи, которое на тот момент составляло 10 миллионов долларов.

Однако Роберто, сдав экстерном экзамены в Миланский политехнический институт и получив диплом, предпочел работу инженером на заводе фирмы «Изотта-Фраскини», выпускавшем в том числе и аэропланы. В 1922 году в Италии к власти пришли фашисты, и над Бартини, ставшим к тому времени членом Итальянской коммунистической партии, нависла угроза. Поэтому он принял решение бежать на аэроплане, подаренном отцом, в Советскую Россию. Перелетев всю Европу, он оказался в Москве, где получил должность начальника отдела двигательных установок при Научно-опытном аэродроме. Также ему присвоили звание комбрига. А в 1930 году Бартини, которого за глаза называли «красным бароном», назначили главным конструктором НИИ Гражданского флота. Под его руководством работали многие начинающие авиаконструкторы, в том числе и Сергей Королев. Но в 1938 году Роберто арестовали. Так и не добившись от него признания в шпионаже в пользу Италии, конструктора все-таки приговорили к 10 годам лишения свободы. Правда, Бартини отбывал срок не в лагере, а в закрытом авиационном КБ тюремного типа вместе с Андреем Туполевым. Чуть позже его перевели в «Бюро 101» Дмитрия Томашевича.

Оригинальные решения

Бомбардировщик ДВ-240 (Ер-2)Надо сказать, что еще до того, как оказаться за решеткой, Бартини спроектировал несколько удачных вариантов самолетов. В 1932 году по чертежам инженеров его группы был создан самолет «Сталь-6», который установил на следующий год мировой рекорд по скорости — 420 км/ч. В 1935 году Бартини спроектировал пассажирский самолет «Сталь-7». Причем впервые в самолетостроении применил крыло «обратной конфигурации». И этот миниатюрный лайнер тоже стал рекордсменом среди самолетов своего класса — он развил скорость, превышающую 400 км/ч. В преддверии войны Бартини создал, теперь уже для ВВС Красной армии, дальний бомбардировщик ДБ-240 (позднее — Ер-2), который в начале Великой Отечественной уничтожал технику и живую силу противника на значительном расстоянии от линии фронта. Правда, с учетом того, что научно-технический прогресс не стоял на месте, пришлось искать новые варианты конструкции бомбардировщиков. И, уже находясь в заключении, Бартини принял активное участие в создании одного из лучших бомбардировщиков того времени Ту-2.

В «шарашке», как тогда называли НИИ для заключенных, Бартини работал вплоть до 1946 года. Но только в 1956-м его полностью реабилитировали. Долгое время он работал в одном из московских конструкторских бюро. В частности под его руководством был создан опытный образец сверхзвукового дальнего разведчика, в котором в качестве движителя использовалась ядерная установка. Следующей разработкой стал самолет-амфибия с вертикальным взлетом и посадкой, который планировалось использовать для изучения районов Крайнего Севера. К сожалению, по ряду причин и этот самолет был выпущен только как опытный образец.

В 1968 году Роберто Бартини предложили возглавить важное направление в Таганрогском КБ авиастроения. Учитывая его опыт в разработке самолета-амфибии, было необходимо разработать такие летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, для которых не требовались аэродромы. И в 1972 году два таких самолета, получивших название ВВА-14 («вертикально взлетающая амфибия»), были построены. Конструктор продолжал работать над новыми проектами вплоть до своей кончины, последовавшей в 1974 году.

Его похоронили на Введенском кладбище Москвы. На гранитном памятнике высекли лаконичную эпитафию: «В Стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолеты летали быстрее черных».

Сергей УРАНОВ

, ,   Рубрика: Гениальные изобретения





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:65. Время генерации:0,591 сек. Потребление памяти:38.81 mb